logo search
курсовая Часовская Надежда

Мозырь 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………...

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения младших школьников с трудностями в обучении

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении………………………………………………………………..

1.2 Агрессивность как психологическая проблема…

1.1.1 Понятия агрессия и агрессивность и их классификация

1.3 Особенности агрессивного поведения младших школьников с трудностями в обучении……………………………………………….

Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивного поведения у младших школьников с трудностями в обучении

2.1 Методическое изучение агрессивного поведения у младших школьников с трудностями в обучении ……………………………..

2.2 Организация и результаты экспериментального изучения….

2.3 Особенности психологических занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении……………………………………………..

Заключение……………………………………………………..............

Список использованных источников………………………..

Приложение

Введение

В настоящее время особую значимость приобретает проблема агрессивного поведения младших школьников с трудностями в обучении.

Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (Психологический словарь).

В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения нормально развивающихся школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.

Необходимо отметить также вклад белорусского психолога И.А. Фурманова, который в своих работах освещает проблемы детской агрессивности, ее диагностику и коррекцию.

По отношению к агрессивному поведению предпринято немало теоретиче­ских объяснений и эмпирических исследований, результаты которых часто противоречат друг другу. Такое противоречие имеет место и по отношению к самому определению феномена. Тем не менее сегодня можно говорить об определенном согласии исследователей в том, что для агрессивного поведения особенно характерны: 1) причинение ущерба или нанесение травмы другому лицу или организму; 2) намерение вызвать негативные последствия для жерт­вы.

Фрейд (1930) предположил, что человеческая агрессия коренится в инс­тинкте смерти, танатосе, как диалектической противоположности инстинкту жизни, эросу. Танатос исходно рассматривался как направленный на самораз­рушение, но впоследствии был перенаправлен на других.

Ученые этологического подхода (К. Лоренц) отмечают позитивный, функциональный аспект агрессии, признавая, что несмотря на то, что основание агрессии или инстинкт является внутриприсущим, актуальное агрессивное поведение вызывается специфическими стимулами окружающей среды, известными как возбуди­тели [11].

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит [5].

Цель исследования: изучение проблемы агрессивного поведения у младших школьников с трудностями в обучении.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по данной проблеме;

2. Определить оптимальный набор методик для выявления уровня агрессивности младших школьников с трудностями в обучении и провести диагностику;

3. Разработать курс психологических занятий по снижению агрессивности у младших школьников с трудностями в обучении.

Объект исследования – агрессивное поведение как психологическая проблема.

Предмет исследования – агрессивное поведение у младших школьников с трудностями в обучении.

Гипотеза исследования – детей с трудностями в обучении имеют достаточно высокий уровень агрессивности.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Методы сбора эмпирической информации.

3. Методы обработки полученных данных.

База исследования: г. Мозырь, ГУО СШ №1, 2 класс, количество испытуемых – 6.