2.1 Дидактическая игра в историческом ключе
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Самые примитивные формы игры возникли, очевидно, из-за стремления первобытного человека удовлетворить насущные «производственные» потребности своего сообщества. И на стадии архекультуры игры выполняли важные функции социализации подрастающего поколения, подготовки их к коллективной деятельности. Многие из детских игр, забав представляли собой шуточное подражание серьезному жизненному делу, которым детям предстояло заняться позднее, либо несли отпечаток ритуального поклонения.
Игры, имитирующие виды труда взрослых членов племени, служили для детей настоящими уроками, т.к. давали возможность приобрести необходимые трудовые, охотничьи и другие навыки.
Участие в коллективных играх способствовало переживанию чувства единения с другими членами общины.
В процессе общественного развития происходило постепенное обособление игры и труда.
Игра социальна по своим мотивам, происхождению, функциям, содержанию и структуре. С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Рассматривая сущность детской игры, следует в первую очередь отметить, «Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей»10. В игре решается противоречие между возросшими потребностями и запросами ребенка и ограниченностью его возможностей. Так он может быть и летчиком, и врачом, и строителем, хотя в на самом деле не обладает необходимыми профессиональными умениями. Так же в этом виде деятельности находят выражение стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, активных движениях, а также потребность в общении. Игровой деятельности, как и любой другой, присущи следующие компоненты: постановка цели, планирование, достижение результата. Таким образом, в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (учение, труд).
Игра многомерна. Существуют также разные взгляды на её структуру:
Отсутствие материальных результатов. Детская игра, как известно, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. В ней отсутствуют материальная польза, утилитарные результаты.
Содержание и сюжет игры. Содержание-то, что игра отображает, то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента. Сюжет - компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовым содержанием есть свои сюжеты. Сюжет отражает воспроизводимую действительность. Сюжеты детских игр - это отражение бесконечных сюжетов жизни.
Воображаемая ситуация. Она как структурный элемент игры есть её замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида.
Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех его компонентов. Тот, кто не принимает правила игры, притворяется, значит, не играет, а делает вид, значит, разрушает её мир, её природную иллюзию. Дети хорошо это чувствуют.
Игровые действия. Игра служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов. Непринужденность - это одна из отличительных черт игры. Навязанная игра - плохая, не настоящая, это тоже скрытая форма принуждения11.
Риск - это действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Риск как часть структуры игры предполагает свободный выбор альтернативы, выбор различных решений игровой задачи и потому развивает решительность как социальное качество.
Выигрыш - нематериальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Игра обычно позволяет кому-либо из её участников использовать максимально свои силы, опыт, мастерство для достижения основной цели. Выигрыш в игре (кроме сюжетно-ролевой, где выигрыш - сам процесс играния во что-то, в кого-то) имеет разнообразные формы.
Игра стимулирует силы её участников, вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка. Игра - зона активизированной деятельности, часто на пределе всех сил, в этом её созидательность.
Таким образом, понимание природы, сущности и истории игры, рассмотренные нами в этом параграфе, имеет большое значение для формирования правильных подходов к руководству детской игрой и использования её как средства умственного развития.
- Глава 1. Память как психологический познавательный процесс
- 1.1 История изучения памяти в психологии
- 1.2 Понятие «память»
- 1.3 Виды и свойства памяти
- 1.4 Особенности памяти младших школьников
- 1.5 Способы развития памяти младших школьников
- Глава 2. Дидактическая игра, как средство развития памяти младших школьников
- 2.1 Дидактическая игра в историческом ключе
- 2.2 Игра «Дидактическая игра»
- 2.3 Разновидности дидактических игр
- 2.4 Условия проведения и возможности дидактических игр в учебном процессе
- 2.5 Влияние дидактической игры на развитие памяти младших школьников