Ориентация высшего образования на студента
Одной из важнейших проблем украинского образования на современном этапе является решение вопросов гуманизации образования, предполагающей процесс обучения и воспитания, ориентированный на разностороннее развитие личности студента и эффективное овладение профессиональными знаниями. Современное общество остро нуждается в творческой личности специалиста, но в условиях существующей системы высшего образования, с ее жесткой регламентацией процесса обучения, очень трудно сформировать инициативного, деятельного человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитую личность.
Проблемой индивидуализации высшего образования занимались такие ученые как: О. Околелов, М. Кларин, И. Лернер, В. Давыдов, Д. Брунер и другие.
Целью статьи является изучение проблемы гуманизации высшего образования Украины, а также индивидуализации обучения в высших заведениях Украины.
Решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека сформирован будет обществом, какими окажутся уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь. Все эти составляющие необходимы для функционирования так называемого "открытого ответственного сознания" личности. И такие личностные свойства и характеристики общество задает посредством воспитания и образования. [1]
Анализ практики учебной работы иностранных университетов свидетельствует о том, что: индивидуализация процесса обучения, увеличение контактов между преподавателями и студентами стали ведущими тенденциями. Основными элементами всех форм индивидуального обучения становится компьютеризация. Важной чертой организации учебной работы является развитая система консультаций. Хотя лекции занимают значительное место в учебных программах, в последнее время заметна тенденция к сокращению лекционных занятий за счет увеличения самостоятельной работы студентов.
В западногерманских университетах отдается предпочтение различным видам семинаров, так как они предполагают не пассивное слушание, а активное участие студентов в процессе обучения. Особое место в семинарских занятиях занимает свободная групповая дискуссия, стимулирующая самостоятельность и инициативность при обсуждении проблем. В современных условиях главное внимание в университетском процессе уделяется не информативной стороне обучения, а стремлению побудить студентов творчески мыслить, глубоко анализировать факты, выработать у себя способность критических суждений и потребность в постоянном обновлении знаний. Нововведения в организации учебного процесса направлены на активизацию познавательной деятельности, усиление личной заинтересованности студентов в приобретении знаний. Наибольший интерес представляют междисциплинарные семинары, семинары, проводимые под руководством студентов, а также такие формы групповой работы, как микропреподавание (тренинг), то есть имитация отдельных элементов урока, внеаудиторные занятия в виде составления проектов с элементами научного исследования, участие в разработке реальных проектов по заказам федеральных и земельных министерств.
Во времена реформ высшего образования в Украине наблюдается тенденция развития индивидуализации обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования. Это приводит к перестройке системы высшего образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста:
•· принцип осознанной перспективы ("сделай себя сам"), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний.
•· принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровнего высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получении нескольких специальностей за период обучения в вузе.
•· принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства. [2]
Как вывод можно отметить, что внедренные в последние годы формы и методы практической подготовки связаны с более основательным, чем прежде, учетом индивидуальных интересов личности студентов, психологического климата в микрогруппах, а также отношений между преподавателем и студентами на уровне коллегиальных, паритетных взаимодействий. Отвечая требованиям времени в области решения проблемы гуманизации образования, построение системы высшего образования на основе индивидуализации обучения может стать фактором становления личности компетентного специалиста и гражданина демократического общества.
Литература:
•1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - М., 2002.-321с.
•2. Ассоциация "Профессионалы за сотрудничество". - [Электр. ресурс]. - режим доступа http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm
к.и.н., Ковалева О.В., Беженцев Ю.А. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И УКРАИНА
Рубрика: Соціум. Наука. Культурa, Педагогіка
к.и.н., Ковалева О.В., Беженцев Ю.А.
Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ «ДонНТУ»
- Семінар 3, практичне завдання 2 Історія розвитку дидактики вищої школи
- Чеповецька м.Д. Шляхи формування толерантної свідомості серед молоді
- 1. Грищенко т. М. Толерантність - здатність і прагнення до діалогу.
- 2. Грохольська а. В. Про толеранстність та її місце в навчальному процесі.
- Питання організації соціально-педагогічної діяльності в закладах освіти україни
- Адаптація студентів першокурсників до умов внз
- Управління самостійною професійно спрямованою навчальною діяльністю студентів
- Ориентация высшего образования на студента
- Болонский процесс и украина
- Простір і час сучасної науки (19-21 квітня 2011 р.) Восьма Міжнародна науково-практична інтернет-конференція “Актуальні проблеми сучасної науки” (24-26 жовтня 2011 р.
- Використання дистанційного навчання в системі вищої освіти