8. Структура навыка правописания. Специфично-орфографические и общеязыковые операции.
Орфографический навык – автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности в ее письменной форме.
По определению навыка правописания очевидно, что навык является компонентом сложной речевой деятельности. Но с ругой стороны сам навык правописания представляет собой явление сложное, многокомпонентное, часто состоящее из целого ряда операций. В методике эти операции делят на 2 группы:
1) Специфично-орфографические:
- операция обнаружения орфограммы;
- операция подведения орфограммы под определенное правило;
- операция выбора написания в соответствии с условиями действия норм (УДН);
- операция самоконтроля.
2) Общеязыковые:
- семантические операции;
- фонетические операции;
- морфемно-словообразовательные операции;
- морфологические операции;
- синтаксические операции.
В процессе работы над навыком происходит постепенное укрупнение операций за счет их объединения, происходит утрата обосновывающих суждений, происходит поиск наиболее рационального пути решения орфографических задач.
- 1. Формирование языковых понятий у младших школьников. Этапы формирования понятий. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения понятий.
- 2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.
- 3. Методика изучения правил правописания.
- 4. Словарно-орфографическая работа в начальных классах.
- 5. Система орфографических упражнений.
- 6. Условия формирования навыков правописания.
- 7. Грамматическое и антиграмматическое направление в методике обучения орфографии.
- 8. Структура навыка правописания. Специфично-орфографические и общеязыковые операции.
- 9. Развитие орфографической зоркости.
- 10. Особенности изучения орфографии в системе развивающего обучения Давыдова-Эльконина.