logo search
олиго воспитание лекции 2

Лекция XV. Своеобразие нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта

Своеобразие нравственного воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида определяется особенностями аномального развития ребенка с нарушением интеллекта, а именно:

1) особенностями познавательной деятельности;

2) особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка;

3) особенностями формирования характера.

Рассмотрим каждую из этих особенностей и покажем их влияние на нравственное воспитание ученика специальной коррекционной школы VIII вида.

I. Нарушение познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта затрудняет его общение с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый школьник при поступлении в специальную коррекционную школу VIII вида имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.

Не осмысливая наблюдаемое в жизни, ребенок с нарушением интеллекта не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и «правил поведения. Поэтому он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит ребенка с нарушением интеллекта к нарушению норм поведения, к нравственным проступкам.

Было бы неправильно думать, что эти трудности непреодолимы. Конечно, они частично останутся и после окончания умственно отсталым специальной коррекционной школы VIII вида. Однако в процессе обучения, в связь с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей, ребенок с нарушением интеллекта и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. К концу обучения в специальной коррекционной школе VIII вида ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает основные нормы поведения в коллективе. К этому времени у него формируется и правильное отношение к труду.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, о которых уже говорилось ранее, также создают трудности для нравственного воспитания ученика специальной коррекционной школы VIII вида. Поэтому олигофренопедагог, зная индивидуальные особенности своих учащихся, дифференцированно подходит к каждому из них. При этом учитель должен определить причину возникших трудностей (этиология заболевания, характер поражения мозга ребенка и т. п.).

Известно, что разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы: олигофрен и эпилептик требуют к себе разного подхода. Но и в каждой отдельной категории дети не абсолютно одинаковы.

Патологические особенности эмоционально-волевой сферы, которыми обычно отличаются умственно отсталые, могут быть следствием неправильного отношения к ребенку родителей, взрослых. Очевидно, в этом случае олигофренопедагог должен конкретно знать, где и с чьей стороны был допущен просчет в воспитании, наметить перспективу педагогического воздействия на ребенка. Неправильное отношение к умственно отсталому ребенку со стороны взрослых часто выражается в том, что они слишком к нему снисходительны. В таких случаях в ребенке с нарушением интеллекта видят только больного ребенка, который нуждается во всемерной помощи, а сам никогда и ничего сделать не сможет.

В результате такого отношения ребенок быстро усваивает нормы своего поведения: «мне все обязаны», «я ничего сам не могу». Это может привести к полному иждивенчеству.

Преодолеть возникшие трудности можно только правильным отношением, основанным на глубоком изучении индивидуальных особенностей ребенка, внимании и уважении к нему.

Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.

Иногда ребенок с нарушением интеллекта поступает внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения: «Так требуют, если не сделаю — накажут, будут сердиться, так велят» или: «Так нельзя, не разрешают». И наоборот, неправильные поступки совершаются детьми с нарушением интеллекта не всегда из плохих побуждений. В основе их поступков может лежать непонимание ситуации и отношений, известная несдержанность, явившаяся следствием повышенной возбудимости нервной системы, или другие причины, в которых учитель и родители обязаны разобраться.

Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, имеет вовлечение детей в коллективный общественно полезный и производительный труд. Но труд окажет воспитательное воздействие только тогда, когда параллельно будет проводиться политическое и нравственное воспитание, когда ребенок будет активным участником общественной жизни. Следовательно, для преодоления трудностей эмоционально-волевой сферы ребенка надо соответствующим образом организовать его жизнь, установить четкий режим в быту и труде.

3. Особенности, связанные с отклонениями в характере. Характер — это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека.

Характер человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности деятельности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере отражается система свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, сформировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. В характере любого человека различаются следующие основные качества: воспитанность, цельность, определенность, сила, уравновешенность.

Индивидуальные черты характера человека формируются под воздействием социальных условий его жизни и воспитания. Эти условия и определяют, какими будут основные качества характера того или иного человека. В специальной коррекционной школе VIII вида формирование характера ученика требует создания максимально благоприятных для этого условий.

Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности, работа пионерской (а в некоторых школах и комсомольской) организации очень важны для формирования характера ребенка с нарушением интеллекта. В этих условиях ребенок получает богатые впечатления от общественной деятельности, активно участвует в решении задач, стоящих перед коллективом, жизнь его полнокровна и у него формируется целеустремленный характер человека, живущего интересами общества.

При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой — преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями. Такая относительно подвижная система временных связей называется, по определению И. П. Павлова, динамическим стереотипом.

У ребенка с нарушением интеллекта образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения ребенка с нарушением интеллекта, которое часто неадекватно обстановке. Он неспособен без помощи школы преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспособляется к нему. Поэтому формированию характера ученика специальной коррекционной школы VIII вида надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т. д.

Таким образом, при нравственном воспитании ребенка с нарушением интеллекта встречаются трудности, объясняемые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.

Принципами нравственного воспитания в педагогике являются связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность и самодеятельность учащихся, уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.

Все эти принципы положены в основу воспитательной работы и с детьми-олигофренами. При этом совокупность их применения в специальной коррекционной школе VIII вида имеет особо важное значение и определяет систему воспитательной работы с детьми и ее планирование.

В зависимости от поставленной задачи и конкретных условий, в которых организуется воспитание, учитель может использовать различные методы.

«Методы нравственного воспитания различаются в соответствии с тем, что именно в процессе становления нравственных качеств они преимущественно обеспечивают»1. В процессе нравственного воспитания формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе, поэтому в советской педагогике выделяются две группы методов нравственного воспитания:

1) методы формирования нравственного сознания;

2) методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений2.

Для усиления воспитательного воздействия на учащихся используются методы поощрения и наказания. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся: рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.

Большое значение в специальной коррекционной школе VIII вида имеет использование положительных примеров, яркие, эмоционально насыщенные рассказы, этические беседы. Они основаны на наглядной убедительности материала и поэтому наиболее доступны для ребенка с нарушением интеллекта. А вот лекции и диспуты трудно использовать даже в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Общая методика проведения этических бесед достаточно полно изложена в курсе общей педагогики. Особенностью их в специальной коррекционной школе VIII вида является:

1) большая конкретность содержания;

2) наглядность (обязательное условие);

3) привлечение материала, близкого детям: примеры, взятые из жизни класса, прочитанные в пионерских газетах, знакомые факты окружающей действительности.

Осмысление этих примеров, а также выводы-рекомендации учащимся составляют сущность методики.

Трудность проведения этических бесед заключается в том, что от учителя, проводящего их, требуется широкий общий и педагогический кругозор, знание детской психологии и психологии ребенка с нарушением интеллекта, тщательная подготовка. Учитель должен уметь в ходе беседы обратить внимание на формирование у детей правильных моральных оценок, суждений. В свете требований коммунистической морали педагог учит ребят оценивать каждый поступок человека.

Олигофренопедагог учитывает впечатление, которое производят его слова, подмечает, как в ходе беседы раскрывается внутренний мир ученика и шаг за шагом складываются его убеждения, осознаются нормы советской морали. Поэтому очень важно, чтобы учитель нашел увлекательную форму изложения, чтобы то, о чем он беседует с детьми, было его действительным убеждением.

В специальной коррекционной школе VIII вида можно широко использовать разные формы этических бесед: беседа-игра (в I—II классах), связанная с моторной деятельностью, например: «Как надо соблюдать правила уличного движения»; беседа-инсценировка (III—IV классы), связанная с работой воображения, создающего образ, которому ученики должны подражать: «Как готовить дома уроки», «Будь вежлив» и др.; беседы, основанные на активной мыслительной работе учащихся — на вопросах, выступлениях (V—VIII классы): «О дружбе», «Помогай матери» и др.

Огромное значение в воспитании ребенка с нарушением интеллекта имеет личный пример родителей и учителя. При свойственном этим детям стремлении к подражанию это один из важнейших способов накопления ими нравственного опыта.

Сила подражания будет больше в том случае, если ребенок привязан к взрослому, доверяет ему.

Убеждения могут быть основаны и на авторитете учителя, на тех взаимоотношениях, которые у него сложились с воспитанниками и педагогическим коллективом.

Все в олигофренопедагоге имеет значение: внешний вид, манеры, речь, действия и отношения. В коллективе взрослых и детей. Личный пример воспитателя в условиях специальной коррекционной школы VIII вида часто значит больше, чем самая строгая требовательность или словесное убеждение. Поэтому к учителю (воспитателю) специальной коррекционной школы VIII вида должны быть предъявлены самые строгие требования, значительно большие, чем к педагогу массовой школы.

Специальная коррекционная школа VIII вида использует для методы, формирующие поведение ребенка. Все они направлены на организацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.

Сущность этих методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, «...но прежде всего — потребности вести себя соответствующим образом»1.

Формирование общественного поведения и отношений ребенка происходите общественно полезной деятельности, в творческой игре, в процессе соревнования. В процессе этой разнообразной деятельности ребенок приучается к определенному поведению, осознает требования коллектива и воспитателя. Эти методы надо сочетать с непосредственным разъяснением правил общественного поведения.

Приучение может предшествовать разъяснению или следовать за ним. В I—II классах специальной коррекционной школы VIII вида воспитатели приучают детей к определенным правилам поведения, хотя осознание самой нормы еще не всегда доступно ребенку. Этого не нужно бояться: осознание придет несколько позднее, когда умственное развитие ребенка будет выше.

Жизнь в коллективе, широкое участие в разнообразных видах труда — все это создает возможность постоянно, повседневно прививать учащимся принципы нравственного поведения.

В специальной коррекционной школе VIII вида создается особый лечебно-охранительный режим, который обязывает ученика к определенному, четко организованному поведению.

В специальной коррекционной школе VIII вида используются поощрения и наказания.

Поощрение — это положительная оценка поведения ученика, побуждающая его к хорошим поступкам, В специальной коррекционной школе VIII вида оно выражается устным одобрением, вынесением благодарности, награждением почетными грамотами, похвальными листами, подарками.

Применение поощрения (в любой его форме) требует от учителя специальной коррекционной школы VIII вида тщательного анализа поведения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, тем более что у многих детей с нарушениями интеллекта наблюдается склонность к повышенной самооценке. Преподавателю необходимо учесть влияние поощрения не только на данного ребенка, но и на всех учащихся класса. Это поможет воспитать у детей критическое отношение к собственным поступкам и поступкам товарищей. Важно всем показать положительный поступок ребенка как пример для подражания. Иногда в специальной коррекционной школе VIII вида можно и нужно оценить усилия ученика, его трудолюбие, особое внимание и т. д. В таких действиях воспитателя ученики всегда видят проявление внимания к ним.

Поощрение в специальной коррекционной школе VIII вида помогает укрепить в ребенке уверенность в своих силах, поэтому оно является лучшим средством воздействия на ребенка с нарушением интеллекта, хорошим стимулом для коррекции его личности.

Прав тов. Токарь, говоря: «Если маловажный проступок останется без внимания — полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы — большая беда»1.

Специальная коррекционная школа VIII вида использует и наказание. Однако здесь от учителя требуется еще больше внимания. «Когда воспитываешь у ребенка уверенность в его возможностях, он развивается, активизируется; когда злоупотребляешь осуждением (наказываешь), ребенок замыкается, затормаживается... Это приводит учеников к выводу: «У меня все получается плохо, я плохой — неисправимый, и все меня только ругают...» К частым наказаниям «...наши учащиеся очень быстро привыкают, и, как правило, наказания теряют эффективность воздействия. Поэтому методы и меры наказания мы сугубо индивидуализируем. В одних случаях, когда ребенок отличается большой импульсивностью, расторможенностью, мы отодвигаем время наказания на некоторый срок, чтобы дать возможность ребенку лучше осознать свой проступок, пережить свои промахи. В других — когда ученик отличается большой заторможенностью, медленной реакцией, наказание следует немедленно за проступком — это усиливает его воздействие»1.

Применяя наказание, учитель должен знать причины, породившие поступок, разобраться в его мотивах. Опыт изучения проступков учащихся показывает, что корни их могут скрываться в следующих причинах: ребенок не имеет стойких интересов, не увлечен ни учением ни трудовой деятельностью; не участвует в общественной жизни школы или участвует без особой заинтересованности; не осознает (и часто не знает) правильных норм поведения, не воспринимает требований к нему.

Воспитатель обязательно должен разобраться в причинах, приведших к проступку его воспитанника. При этом важно не проявлять фронтальной требовательности ко всем, а индивидуально подходить к каждому ребенку и стараться изжить причины, породившие нарушения.

Наказание имеет воспитательную силу только тогда, когда ребенок действительно чувствует, что виноват, стремится исправиться. Поэтому воспитатель должен предвидеть реакцию на наказание провинившегося и всего коллектива. Общественная оценка проступка — важнейшая основа наказаний в советской школе. Осуждение коллектива будет сильнее там, где дети сплочены, где есть здоровое общественное мнение. Эффект наказания стоит в прямой зависимости от состояния всей воспитательной работы в классе или группе, от того, как организован коллектив, какова его идейная направленность, какова сила общественного мнения.

В системе вспомогательного обучения применять наказание можно только с учетом дефекта ребенка, с учетом отклонений его характера, поведения.

Используя всю систему методов нравственного воспитания, учитель должен хорошо понимать природу детей с нарушениями интеллекта, жить их интересами, направлять их.