80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
Для того чтобы частично устранить недостатки традиционного обучения, используется программированное обучение, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 1960-х гг.
В основе программированного обучения лежит обучающая программа, целью которой является строгая систематизация следующих звеньев:
– непосредственно учебного материала;
– действий учащихся при его освоении;
– непосредственного контроля над усвоением данного материала.
Рассмотрим основные принципы и достоинства программированного обучения:
– дозированность учебного материала, другими словами, в каждом блоке содержится определенный удельный вес информации;
– активная самостоятельная работа учащегося, что повышает интерес к процессу обучения, а следовательно, повышается качество знаний;
– постоянный контроль усвоения, т. е. учащийся может проконтролировать степень усвоенности материала и в случае необходимости вернуться к блоку, который был освоен недостаточно;
– индивидуализация темпа обучения, объем учебного материала, так как каждый учащийся является индивидом и у каждого индивидуально проходит процесс овладения знаниями, то учащийся может изучать информацию независимо от временных рамок и уделять более сложному для него материалу большее время;
– возможность использовать технические автоматизированные устройства обучения, т. е. учащийся может применять для обучения новейшие технические устройства.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что обучающие программы берут на себя ряд функций преподавателя:
– служат источником информации;
– организуют учебный процесс;
– контролируют степень усвоения материала;
– регулируют темп изучения предмета;
– дают необходимые разъяснения;
– предупреждают ошибки;
– обеспечивают обратную связь, которая может быть внутренней – обучаемый сразу видит, верно или неверно он усвоил информацию, и внешнюю – преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения информации каждым учащимся и группы в целом.
Программированное обучение полезно, когда речь идет о преподавании дисциплин, которые основаны на фактическом материале и повторяющихся операциях, которые имеют однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главной задачей программированного обучения является выборка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.
Программированное обучение стимулирует развитие и применение технических средств обучения. К техническим средствам обучения следует относить различные приспособления, машины, системы в сочетании с учебно-дидактическими материалами, используемые с целью повышения эффективности учебного процесса. Выделяют следующие технические средства обучения (сокращенно ТСО):
– информационные ТСО, например эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и многие другие;
– контролирующие ТСО;
– обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представляемый обучающей программой, который реализует программированное обучение.
- Юлия Михайловна Войтина Педагогика
- 1. Предмет педагогической науки
- 2. Категории педагогики
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Связь педагогики с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Система педагогических наук
- 7. Профессиональная педагогика
- 8. Функции социального института образования
- 9. Педагогика: наука и практика
- 10. Становление педагогики в россии
- 11. Организационные формы обучения
- 12. Отечественная педагогика
- 13. Цели и задачи педагогики
- 14. Объект педагогики
- 15. Виды педагогической деятельности
- 16. Личность как объект и предмет педагогики
- 17. Цель формирования личности
- 18. Принципы формирования личности
- 19. Противоречия и трудности формирования личности
- 20. Общность как объект и предмет педагогики
- 21. Общество и его педагогические сферы
- 22. Сущность воспитания и воспитанности
- 23. Место воспитания в педагогической системе
- 24. Концептуальные основы педагогики
- 25. Содержательные принципы воспитания
- 26. Организационные принципы воспитания
- 27. Методические принципы воспитания
- 28. Организация воспитания
- 29. Методы воспитания
- 30. Способы практического воспитания
- 31. Нравственное воспитание
- 32. Другие виды воспитания
- 33. Педагогическая сущность образования
- 34. Система образования в стране
- 35. Общие понятия о дидактике
- 36. Структура педагогического процесса
- 37. Педагогические цели
- 38. Содержание образования
- 39. Теория образования
- 40. Сущность обучения
- 41. Педагогические принципы
- 42. Дидактические принципы высшей и средней школы
- 43. Методы обучения и воспитания
- 44. Дидактика и педагогическое мастерство
- 45. Развитость и развитие личности в педагогике
- 46. Принципы развития личности
- 47. Средства и формы педагогического процесса
- 48. Развитие мышления
- 49. Гуманитарное развитие
- 50. Демократическое развитие
- 51. Экономическое развитие
- 52. Основы специального развития
- 53. Педагогическое проектирование
- 54. Педагогические системы
- 55. Средства обучения
- 56. Этапы педагогического проектирования
- 57. Формы и принципы педагогического проектирования
- 58. Проектирование педагогического объекта
- 59. Виды педагогического творчества
- 60. Педагогические технологии и технология обучения
- 61. Проектирование технологии обучения
- 62. Основные дидактические концепции
- 63. Законы и закономерности обучения
- 64. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 65. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 66. Развивающее обучение
- 67. Интенсификация обучения
- 68. Групповые формы учебной деятельности
- 69. Сущность проблемы обучения
- 70. Методы обучения
- 71. Методика, технологии и методические системы
- 72. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 73. Основные формы проблемного обучения
- 74. Совместная продуктивная деятельность
- 75. Модульное обучение
- 76. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 77. Открытые системы интенсивного обучения
- 78. Информационные технологии
- 79. Инновационное обучение
- 80. Программированое обучение. Основные принципы и достоинства
- 81. Традиционные технологии обучения
- 82. Программированное обучение
- 83. Производственно– профессиональное обучение
- 84. Основные виды образовательных учреждений
- 85. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы
- 86. Инновации в образовании
- 87. Общая методика формирования знаний
- 88. Общая методика формирования навыков
- 89. Общая методика формирования умений
- 90. Профессиональное обучение взрослых в организациях