logo search
Диплом Максимова В

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Теоретические основы развития читательского интереса младших

школьников во внеурочной деятельности. …………………………………..8

§ 1. Понятие читательского интереса и особенности его

формирования в младшем школьном возрасте ……………… ……...8

§ 2.Сущность и принципы организации внеурочной деятельности

в начальной школе по развитию читательских интересов

младших школьников…………….…………………………………….14

§ 3. Особенности внеурочной деятельности, по развитию читательских

интересов младших школьников……………………………..…...…20

2. Исследования эффективности условий организации

внеурочной деятельности, направленной на развитие

читательского интереса младших школьников……………………………31

§ 1. Организация и методы исследования………………………………..31

§ 2. Изучение читательских интересов младших школьников

на констатирующем этапе…………………………………………….32

§ 3. Опыт организации внеурочной деятельности направленной

на развитие читательского интереса младших школьников……….41

§ 4. Результаты развития читательского интереса на контрольном

этапе…………………………………………………………………………44

Заключение……………………………………………………………………...56

Список литературы…………………………………………………………….58

Приложения …………………………………………………………………….64

Введение

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека [42].

Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, В.А. Левина, Н.Г. Морозовой, Ю.В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, Ю.У. Фохт-Бабушкин.

Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).

Л.П.Братухина утверждает, что читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [46].

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации.

Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент [6].

Среди других причин падения читательского интереса многие авторы называют следующие:

Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.

Общество живет и развивается так, как оно учится, а учится так, как читает. Читателей именно бумажных носителей информации становится меньше, что приводит к системному кризису. Более двадцати лет назад были предложены нормы по скорости чтения для учеников с первого по десятый класс. Выпускник школы должен был читать 330 слов в минуту. Качество чтения при этом не оговаривалось. Сейчас старшеклассники читают со скоростью 160-180 слов в минуту. Коэффициент усвоения (мера качества усвоения текста) не превышает 30%. Парадокс, но продуктивность чтения за последние 20 лет резко снизилась. Если раньше было 48% непродуктивных читателей, то сейчас эта цифра выросла значительно, практически до 67%, и это не может не настораживать [5].

Результаты международного исследования PIRLS в 2011 году показали, что в группу лидирующих стран вошли Гонконг, Российская Федерация, Финляндия и Сингапур. Сравнение результатов учащихся этих стран не выявило значимых различий между ними. Но вот что говорят эксперты: анализ выполнения отдельных заданий международного теста выявил некоторые трудности, с которыми столкнулись российские учащиеся. В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам: во-первых, они плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта, а во-вторых, они ограничиваются приблизительным, неточным пониманием текста. Если вопрос требует развернутого ответа, российские школьники испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей. Детский опыт записи мыслей (пусть даже сама мысль уже сформулирована устно) не слишком велик. Специалисты должны быть обеспокоены проблемами письменного общения, когда ребенок 10 лет понимает прочитанное, но затрудняется в изложении собственных мыслей [53].

Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают. В связи с этим не стоит останавливаться на достигнутых результатах.

Результаты анализа современной ситуации в России показывают, что проблема формирования читательских интересов у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. [52]

Недостаточная разработанность проблемы, развития читательского интереса, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является процесс развития читательских интересов у младших школьников.

Предмет исследования - условия организации внеурочной деятельности, способствующие успешному развитию читательских интересов у младших школьников

Цель данного исследования - разработать условия организации внеурочной деятельности, положительно влияющие на развитие читательских интересов младших школьников и проверить их эффективность

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий: внеурочная деятельность, интерес к чтению, читательский интерес.

2. Изучить уровень развития читательских интересов учащихся начальной школы на констатирующем и контрольном этапах.

3. Апробировать формы внеклассной работы, способствующие развитию у младших школьников читательских интересов.

4. Разработать рекомендации для детей и родителей по развитию читательского интереса.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательских интересов младших школьников будет способствовать такая организация внеурочной деятельности при которой:

- учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;

- расширяется круг чтения младших школьников;

- систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы внеурочной деятельности.

Для решения выдвинутых задач будут использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования и эмпирические: анкетирование, эксперимент, наблюдение.