logo search
Диплом Яковенко

1.3 Методика профилактической работы социального педагога по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников в оу.

Профилактика школьной дезадаптация младших школьников происходит в совместной целенаправ­ленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуще­ствляются развитие личности ребенка, его образование и воспи­тание (ребенок усваивает не только знания, но и нормы, правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого пове­дения).

Профилактика – это обоснованные и своевременно принимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и самореализации. (40)

Т.к. школьная дезадаптация - это процесс связанный с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью, следовательно, ее профилактика является одним из направлений деятельности социального педагога.

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и способствующих к проявлению различных видов его активности. (40)

Социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Организация работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях невозможна без высокой педагогической культуры коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки любого, самого сложного учащегося. Однако преодоление школьной дезадаптации на разных возрастных этапах будет иметь особую специфику, определенную причинами школьной дезадаптации которые являются следствием многих возрастных особенностей.

Роль социального педагога в профилактической работе с учениками начальной школы заключается в организации взаимодей­ствия взрослых и его пошаговой координации для конст­руирования оптимального (учитывающего физиологиче­ские, психологические особенности) образа жизни ре­бенка, а также осуществления необходимой медицинс­кой, психологической, социально-педагогической коррекции и профилактики.

В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятель­ности используется процедура коррекции и профилактики.

В социальной педагогике под коррекцией понимают систему социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, школе, секции и т.д. (24)

Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до по­явления трудновоспитуемости;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании стремления компенсировать тот или иной недостаток ус­пехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т. п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положитель­ной общественно полезной деятельности ученика; она осуществ­ляется посредством осуждения или одобрения.

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств и предполагающую применение разнообраз­ных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, при­мер и т.д.). (40)

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка со взрослыми и сверстниками и корректировку пе­дагогических позиций учителей, родителей, которая должна спо­собствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих кон­фликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном разви­тии школьника. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса ученика в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занима­ет в системе межличностных отношений, выяснение того, на­сколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли ме­сто психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления.

В нашей работе под профилактикой понимаются действия направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у несовершеннолетних входящих в группу социального риска.

- сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка.

- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Основные направления профилактики дезадаптивного поведения можно представлены в таблице 4:

Таблица 4.Направления профилактики школьной дезадаптации

Основная роль в осуществлении данной деятельности принадлежит социальному педагогу. В своей деятельности он будет использовать различные, (в зависимости от проблемы, ее причин, возможностей социальной среды и т.д.) социально-педагогические методы.

Метод (с греч. – путь исследования, теория учения) – это способ достижения какой-либо цели, решение какой-либо задачи; это совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Исходя из причин школьной дезадаптации методы работы социального педагога можно условно разделить на 3 группы: медицинские (осуществляются специалистами-медиками), школьные и семейные.

Школьные и семейные методы работы социального педагога осуществляются через диагностическую, коррекционную и профилактическую функцию социального педагога. Это и диагностика семейных отношений, консультирование родителей и педагогов по профилактике и диагностике трудностей в обучении школьников, а также путей их преодоления.

Наиболее востребованными функциями социального педагога в работе по профилактике школьной дезадаптации выступают диагностическая, аналитическая, проектировочная, координирующая, коррекционно-развивающая, консультативная. По сути, социальный педагог осуществляет организацию комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка.

Если опираться на подход Галагузовой М.А., то процесс преодоления школьной дезадаптации можно представить следующим образом (37):

Таблица 5

Система деятельности социального педагога по преодолению

школьной дезадаптации

Стадия дезадаптации

Функции социально-педагогической деятельности

Цель социально-педагогической деятельности

Формы работы социального педагога

Стадия школьной дезадаптации

  • возрастающие трудности в обучении;

  • поведение «трудное»;

  • наличие акцентуаций характера;

  • неблагоприятное протекание пубертатного периода;

  • напряженные отношения с одноклассниками ввиду низкого статуса подростка среди сверстников или его необоснованных притязаний на лидерство;

  • нарушения в поведении, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

  • учебная неуспеваемость по ряду предметов

Диагностическая функция

  • выявление ведущего мотива трудного поведения

  • определение социометрического статуса ребёнка в школьном коллективе,

  • выявление акцентуаций характера подростка,

  • заполнение карты личности на основе экспертных оценок не менее трёх педагогов, хорошо знающих подростка,

  • определение тактики поведения в конфликтной ситуации,

Координирующая функция.

Координация деятельности всех субъектов образовательного процесса

Коррекционно-профилактическая функция

  • разрешение конфликтов с субъектами образовательного процесса

  • формирование адекватной самооценки и др.

Посредническая функция.

  • Определение нарушений в эмоционально-мотивационной сфере личности.

  • Координация деятельности всех специалистов по выявлению проблемных зон развития и нарушенных отношений подростка с ближайшим окружением.

  • Включение семьи в процесс сопровождения

  • Восстановление нормальных отношений с субъектами конфликтного взаимодействия

  • Фронтальная диагностика

  • Личные встречи

  • Консультирование

  • Доверительные беседы

  • Коррекционно-развивающие занятия

Деятельность социального педагога по преодолению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте будут реализовываться с помощью таких методов, как:

- игра;

- арттерапия:

- литература, библиотерапия:

- рисование, рисуночная терапия:

- метод изменения содержания деятельности, в частности литературной:

А теперь, охарактеризуем каждый из них.

Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Битянова М.Р. отмечает, что для определенной катего­рии детей за желанием играть стоит потребность в силь­ных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников. Игры предос­тавляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контроли­ровать и регулировать свой внутренний мир. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, а также с ее помощью можно осуществлять коррекционную и профилактическую деятельность.

Следующий метод связан с использование искусства в профилактической и коррекционной работе и получил название «арттерапия».

Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок по­лучает практически неограниченные возможности для самовыра­жения и самопознания. В творческой продукции ребенка, вопло­щены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и са­моценности. Отсюда важный принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка не­зависимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества - особенности поведения ребенка в твор­ческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие за­дачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец в художественно-творческой деятельности, как ни в ка­кой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляции), необходимые для достижения желаемой цели - создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.

В арттерапии используются такие жанры искусства, как музы­ка, литература, живопись, театр.

Музыка, музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музы­кальные, импровизации, слушание музыки, ритмичные движе­ния под музыку) - эффективное средство развития личности ребенка, его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить затор­моженных, урегулировать их поведение.

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррек­ционный фактор, а также дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия. Это достигается за счет побуждаю­щего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.

Подбор музыкальных произведений и для слушания, и для ис­полнения осуществляется, на основе двух основных параметров конкретного произведения - темпа и лада.

Целесообразно использовать в музыкотерапии и запись звуков природы.

Литература, библиотерапия имеют свои возможности для ста­новления произвольного поведения, профилактики и коррекции не закрепившихся недостатков в поведении. Литературные про­изведения (сказки, былины, рассказы, басни) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

Выбирая литературные произведения для библиотерапии, необходимо учитывать следующее: доступность языка изло­жения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ре­бенка.

Небольшие по объему произведения читаются на уроке или на специальном групповом коррекционном занятии. Затем дети высказывают свое отношение к персонажам, событиям, проблемам.

В процессе чтения, слушания литературного произведения, со­переживая литературным, персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных про­изведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения, имеют возможность не толь­ко проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других людей. Таким образом, усиливается способность ребенка анали­зировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

Рисование, рисуночная терапия, участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим пове­дением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования. Поэтому интересны не столько рисунок, его содер­жание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка, при­нятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования или транс­формация; последовательность выполнения отдельных частей ри­сунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые выска­зывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования, особенности взаимодействия с другими­ соавторами рисунка.

Эффективна такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают общий рисунок. Развива­ется общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка она своя. Одновременно рисуя и комментируя, дети вза­имодействуют друг с другом. Такая форма твор­ческой деятельности особенно показана детям с нарушением об­щения, живущим как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющим самостоятельно ус­танавливать контакт и делать что-либо совместно.

Переживание совместного творчества, полноты эмоциональ­ного общения, дружеского участия и понимания может вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, в его поведении.

Помимо собственно рисования в коррекционных целях целе­сообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками бумагой плас­тилином, мелом.

К группе - методам изменения деятельности отно­сится также метод изменения содержания деятельности, в частности литературной.

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. В младшем школь­ном возрасте наряду с тем, что закономерно увеличивается доля самостоятельного чтения, целесообразно вводить и поощрять раз­личные формы детского литературного творчества. Так, в работе со сказкой это может быть: индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мо­тивам сказки, иллюстрации к сказке; разыгрывание (инсцени­рование) сказки, в том числе и с помощью кукол (куклотерапия).

В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того

как совершенствуется взаимодействие ребенка с куклой, меняет­ся и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся бо­лее внимательными, сдержанными, уравновешенными, а мало­общительные, замкнутые - более открытыми и эмоциональны­ми. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем: в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, кото­рые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом; и главный герой сказки - образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий; и в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Однако, работа с детьми это не единственное направление деятельности социального педагога по профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

Социальным педагогом ведется консультативная деятельность с педа­гогами: по психолого-педагогическим особенностям уча­щихся, организации конструктивного взаимодействия значимых взрослых (семьи, педагога, социального педагога) для создания оптимального образа жизни ребенку.

Кроме этого, большую роль в преодолении такой проблемы как школьная дезадаптации играет работа с семьей, родителями, ведь именно неблагоприятная атмосфера в семье может, является одной из причин школьной дезадаптации.

Родителей детей со школьной дезадаптацией можно раз­делить на две категории.

Первые считают, что ребенок· не требует никакой коррекции, а во всех проблемах и неудачах винят обра­зовательные учреждения (детский сад, школу). В течение определенного времени мощная психологическая защи­та позволяет им оградить себя от признания существую­щих у ребенка проблем, обеспечивая спокойное течение жизни. Но когда ребенок достигнет 10-12 лет, пробле­мы настолько усугубляются, что решать их приходится уже не только родителям и социальному педагогу, но нередко специальным учреждениям, правоохранительным органам.

Вторая категория - ответственные, заинтересован­ные в ребенке родители. Это реалисты, предпочитаю­щие трезво оценивать ситуацию. Они не ждут чуда, а делают все зависящее от них, чтобы улучшить состоя­ние здоровья ребенка. В течение нескольких лет им при­ходится довольно-таки тяжело трудиться и немало пе­реживать, зато потом наступает время, когда ребенок начинает радовать родителей не только своими дости­жениями и успехами, но и долгожданными проявлени­ями зрелости и ответственности за свою жизнь.

Чем ответственнее родители, тем тяжелее они пере­носят все то, что происходит с ребенком. Если в семье несколько детей, родители сравнивают их между собой и не могут понять, почему один ребенок учится без проблем, не заставляет их краснеть пе­ред учителем, не попадает ни в какие неприятные ис­тории, на собрании в школе его приводят в пример, соседи хвалят. С другим же ребенком все наоборот.

Длительное выполнение с ребен­ком уроков, отсутствие желаемого результата, ложь ре­бенка, приводят родителей к нервным срывам. Они час­то жалуются на депрессивные состояния. Испытывают чувство вины и стыда за свое обращение с ребенком, злости на него и на себя, отчаяние, теряют надежду на позитивные изменения в состоянии ребенка и его пове­дении, а значит, и на благополучную жизнь в семье.

Взрослые чувствуют себя несостоятельными как роди­тели, испытывают колоссальное чувство вины перед обществом за «неудачного» ребенка.

В связи с выраженными нарушениями психологи­ческого благополучия родителей просветительская ра­бота с ними в большей степени заменяется консульта­тивной (по вопросам обучения и воспитания ребенка, изучения его личности) и психокоррекционной (кор­рекция взаимоотношений с ребенком, педагогом и пре­дупреждение или оказание помощи при депрессивных состояниях родителей). Важно помогать родителям, под­держивать и сохранять позитивный настрой по отноше­нию к ребенку и к жизни в целом, способствовать со­хранению у родителей уверенности в том, что при ак­тивной, правильной работе с ребенком обязательно придет успех, уметь «показать» родителям картину ус­пешного будущего ребенка.

Т.к. понятие школьная дезадаптация определяется как, любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, для достижения наибольшей эффективности в работе социального педагога по профилактике и коррекции школьной дезадаптации необходимо осуществлять работу со всеми субъектами учебной деятельности, реализуя при этом координационную деятельность.

Применяя в своей работе разнообразные меры социальной коррекции и профилактики, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что их эффективность определяется уровнем социализации ребенка, его способностью адаптироваться в обществе, а также профессиональными качествами, объемом знаний, умений и навыков, которыми владеет социальный педагог в решении проблемы школьной дезадаптации. Следовательно, очень важно продолжать изучение данной проблемы, потому что, как уже было сказано в предыдущем параграфе, она может иметь негативные последствия, как для самого ребенка, так и для всего общества в целом.

Вывод к главе 1.

Теоретический анализ проблемы профилактики школьной дезадаптации младших школьников показал, что ситуации дискомфорта, в которых находится ребенок с признаками школьной дезадаптации, провоцируют появление неблагоприятных проявлений социального поведения ребенка, его социального развития, поэтому и предупреждение данного явления находится под контролем не только классного руководителя, но и социального педагога, способного комплексно подойти к решению данной проблемы.

В своем исследовании при определении понятия школьной дезадаптации мы придерживаемся подхода Г.Ф. Кумариной, которая под школьной дезадаптацией понимает любые затруд­нения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, т.к. именно в этом подходе отражен учет всех причин вызывающих школьную дезадаптацию.

По мнению исследователей школьная дезадаптация может возникнуть у ребенка по ряду причин: особенности процесса обучения, проблемы взаимоотношений с учителем, коммуникативные трудности, конфликтные отношения в семье, педагогическая запущенность, биологическая предрасположенность, индивидуальные особенности и др.

Опасность данного явления заключается в том, что при несвоевременном проведении коррекции данного явления, оно оказывает негативное воздействие на личность ребенка. Ведь именно в этот период формируются основные личностные качества, а также закладывается основа для дальнейшего развития в подростковом возрасте, а, следовательно, наличие школьной дезадаптации может стать причиной для развития различных видов девиаций.

Основными направлениями профилактической работы школьной дезадаптации являются:

- раннюю диагностику детей группы риска

- консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами

- активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами, в том числе с семьей

- организация коррекционно-реабилитационной работы

- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних

- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения

Т.о. можно говорить о том, что личностное познание, погружение в проблему ребенка является одним из основных принципов успешной работы не только социального педагога, но и педагога в целом.