logo search
ФГОС-с-НОДА-редактир

1.3. Общая характеристика вариантов основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Образовательная программа начального общего образования определяет содержание образования. ООП НОО представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

ООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

ООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с учетом примерной основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 8.

ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с НОДА четыре варианта основной образовательной программы.

Вариант А – содержит требования к структуре программы коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая является обязательным разделом ООП НОО в случае обучения этой категории обучающихся вместе со здоровыми сверстниками, а также специальные условия, которые позволяют удовлетворять их особые образовательные потребности

Этот вариант адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Обучающийся с НОДА полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах9. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА:

поддержка в освоении основной образовательной программы;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог, педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка). Он может работать в системе образовательных организаций, для обучающихся с НОДА – в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, ПМПК и др.).

В соответствии с установленной для первого варианта структурой программы коррекционной работы определяются специальные требования к результатам коррекционной работы по отношению к каждой категории обучающихся с НОДА.

Родители обучающегося с НОДА, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.

Неспособность обучающегося с НОДА полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с НОДА, что конкретизируется применительно к каждой категории детей с НОДА с учетом общих и особых образовательных потребностей.

Варианты В, С и D – содержат дифференцированные требования к основным разделам АОП НОО, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вариант B: обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья или не противоречащими образовательными потребностями.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование АОП.

Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями категории обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.

Вариант В отличается от первого (инклюзии) также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с НОДА с нормально развивающимися сверстниками.

Вариант C: в этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование адаптированной образовательной программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре адаптированной образовательной программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.

Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.

В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Вариант D: обучающийся с НОДА получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная программа. Требования к ее структуре едины для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с НОДА находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома10

Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Четвертый вариант стандарта, как и третий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Представленные четыре варианта стандарта рассматриваются как интегральные характеристики требований к итоговым достижениям обучающихся с НОДА, структуре программ (основной образовательной; коррекционной работы, адаптированной основной образовательной, специальной индивидуальной образовательной), условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей обучающихся с НОДА.

Стандартизация промежуточных результатов образования по отношению к каждому уровню образования обеспечивает сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Таким образом, стандарт образования для обучающихся с НОДА предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования.

Образовательная организация может на основе ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько из предложенных четырех вариантов основных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации основной образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии и их сочетаний у обучающихся.

Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.