§ 1. Понятия читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте
Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение» [2].
Е. В. Швакина отмечает, что наличие читательских интересов - это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность [51].
Читательские интересы - это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает, - считает Е.И. Бушнина. Ведь читательские интересы - это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта [9].
Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная задача учителя - формирование устойчивого интереса к чтению [22].
Младший школьный возраст–этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. [27]
Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Л.С.Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [48].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий о чем пишет в своей статье А.Т.Алексеевская. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство–своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [2].
Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего и таким образом воспитывать в себе личность.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Как показывают исследования НИИ книги, проблема заключается в том, что 1/2 населения России не читает, и лишь 30% родителей знают, что читают их дети [46].
Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. Многие современные методисты утверждают, что в начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Так, Е.Л. Гращекова полагает, что меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. [45].
Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга, такие как мультсериалы, кинотеатры, кафе, игровые зоны ТРЦ.
Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в XVII веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» [16].
В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. В 70-80 годах 20 века в нашей стране в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б.Г.Умнова серия научных исследований, посвященных феномену «читательский интерес» [54]. Выводы специалистов тех лет сохранили свое значение и для наших дней, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.
К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.
Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.
Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов.
Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п. [30].
Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели. Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях [1].
Наличие положительной динамики по всем четырем критериям будет - Высокий уровень развития читательского интереса, средний уровень будет если у класса есть два критерия и низкий.
Утверждение Светловской Н.Н. о том, что одним из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [31].
Таким образом, в определении читательского интереса мы исходим из мнения Е.В.Швакиной о том, что читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Анализ изученной литературы подтвердил, что читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.
- Максимова Вера Владимировна
- Выпускная квалификационная работа
- Развитие читательского интереса младших школьников
- Во внеурочной деятельности
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса
- § 1. Понятия читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте
- § 2. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших школьников
- § 3. Особенности внеурочной деятельности, по развитию читательских интересов младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Исследование эффективности условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 1. Организация и методы исследования
- § 2. Изучение читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе
- § 3 Опыт организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательского интереса младших школьников
- § 4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе
- Выводы по второй главе
- Список литературы
- Электронные ресурсы
- Вопрос 1. «Любишь ли ты читать?»