9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности нужно вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.
Жизнь человека – это, прежде всего. непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение поставленных целей, это научение разнообразных форм.
а) Научение может осуществляться на разных уровнях:
выработка реактивного поведения,
выработка оперантного (управляемого) поведения,
когнитивное научение,
концептуальное научение.
Научение и созревание. (Созревание – процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных этапов последовательного обучения, достигают определенного уровня развития (зрелости)).
Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития либо наоборот, уже прошел данный уровень, значит учиться надо вовремя.
Критические и сензитивные периоды – периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения. (пример как исключение - Боровиковский В.Л.)
Привыкание, сенсибилизация, формирование условных рефлексов возможны еще во внутриутробном развитии плода.
Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возможны уже в первые дни жизни.
Викарное научение и подражание – возможно уже в 2-3.
Когнитивные способы научения – возможны с 5 лет.
Научение путем инсайта – с 1,5-2 лет.
Критический сензитивный период для освоения родного языка – с 1,5 до 2-х лет, иностранного языка от 3 до 5-6 лет.
Научение путем рассуждения эффективно с 12 лет, только тогда человек подходит к проблемам абстрактно, проверяя гипотезы и выводы из них.
Сензитивный период для формирования профессионального мышления 20-25 лет. В студенческом возрасте выражены различные формы когнитивного обучения.
Сензитивный период – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития функции психики, способности. Сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2-х лет. Речевая функция развивается и до и после, но именно в этот период у ребенка должен быть обязательно опыт общения в большом объеме. Во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.
Критический период – это диапазон развития, когда функция психики или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды – очень редки, например, развитие стереоскопического зрения определяется периодом с 13 недель до 2-х летнего возраста. Косоглазие, травма одного глаза, катаракта врожденная не дадут возможности в дальнейшем развить стереоскопическое зрение, и в более позднем возрасте это компенсировать уже будет невозможно.
Кризисные этапы развития у Л.С. Выготского соответствуют скорее сензитивным периодам.
Ж. Пиаже выделял четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х летнего возраста), стадия дооперационального мышления (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных операций (11-12 до 14-15 лет).
Лекция 4. Теории личности в психологии.
Структура личности.
Психодинамическая теория личности З.Фрейда.
Аналитическая теория личности К.Юнга.
Гуманистическая теория личности К.Роджерса, А.Маслоу.
Когнитивная теория личности Дж.Келли.
Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, Б.Скиннер). Социальное направление (А. Бандура и Дж. Роттер)
Деятельностная теория личности. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера.
Диспозициональная теория личности. Жесткое направление – Э. Кречмер. Среднее – Г.Айзенк. Мягкое направление - Г.Оллпорт. Темпераменты, их свойства.
- 1. Психология как наука.
- Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.
- 2.1. Ощущения и восприятие.
- 2.2. Внимание. Память.
- 2.3. Процессы мышления. Воображение
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
- 1. Структура личности.
- 3. Аналитическая теория личности к.Юнга
- 4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
- 5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
- 6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)