Проблема источника условий и движущих сил психического развития
Лекция Ермолаевой М.В.
В отечественной психологии в качестве условий психического развития выступают врожденные свойства организма (реальная форма) и общение ребенка совзрослым.
Органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования культурных форм поведения, но не определяют ни их содержания, ни их структуру.
В качестве источника психического развития выступают социальная среда, культурный опыт человечества.
Формы развития – присвоение движущей силы – обучения и деятельности.
Лекция. Светловой Н.В.
Проблема движущих сил и условий психического развития человека
В решении этой проблемы сложилась традиция суть которой в том, что она обсуждается в границах 2-х фактов: врожденности и среды.
Исследователи, в зависимости от того, что признают решающим фактором, делятся на 3 направления:
теория наследственности
Ведущую роль в психическом развитии признается за врожденными структурами, движущая сила развития в биологической организации индивида, источник развития – внутри человека. Признается биогенетические теории, поздний Фрейд и поздний Пиаже.
теории среды
Источник психического развития лежит вне организма, развитие есть результат воздействия среды на ребенка, движущая сила – научение.
Теории ассоцианизма в которой Локк считал ребенка табула расы – чистой доской и теории бихевиоризма.
теории 2-х факторов
В теории признается взаимообусловленность 2-х факторов: среды и наследственности в психическом развитии ребенка, но соотношению этих 2-х факторов рассматривают по разному:
теория конвергенции 2-х факторов Вильяма Штерна. В теории наибольшее значение признается в врожденных структурах.
Как борьба и антагонизм 2-х факторов, ранний Фрейд
Адаптационные теории, Эриксон
В отечественной психологии в качестве движущий силы психического развития рассматривают активность самого ребенка, его ведущую деятельность, а в качестве условий – анатомо-физиологические особенности мозга (общение с взрослыми).
Мнения зарубежных психологов:
исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений
в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка
согласно анатомическим и физиологическим особенностям,
Фрейд - рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделял в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.
Г. Салливен - источником развития ребенка первичная потребность в межличностных отношениях
Э. Шпрангер - разделил психику на телесную и духовную сферы и каждой из них приписал независимое друг от друга существование.
Л. Кольберг - в основу периодизации положил генезис морального сознания (усвоением внешних правил поведения)
А. Гезелл - по критерию «степени взрослости», отрицал определяющий культурных влияний их характер
Э. Эриксона - впервые охарактеризовал этапы всего жизненного цикла от рождения до старости. Каждая стадия
Лекция Ермолаевой М.В.
Проблема периодизации психического развития – это проблема выделения отдельных этапов и закономерностей смены одного этапа другим.
Существуют 3 концепции периодизации психического развития:
Лекция Светловой Н.В.
Проблема периодизации психического развития возрастной психологии
Главная задача для создания периодизации психического развития выбрать критерий на основе которого мы будем делить жизнь человека на отдельные периоды.
Критерий: биологический, педагогический (жизненный опыт), психологический итд.
Биогенетическая
Вначале происходили накопление фактов и их систематизация. Большое влияние оказала теория Дарвина. Биогенетический закон был сформулирован Геккелем и Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.
Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.
В рамках биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Бюлера. Бюллер выделил 3 ступени развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития. Психическое развитие есть единый и притом биологический по своей природе процесс.
Теория конвергенции(к биогенетич)
Или теория двух факторов Штерна. Психическое развитие является результатом конвергкнции внутренних данных с внешними условиями. Окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация.
Концепция Фрейда - это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Социогенетические.
Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные, значит это результат социального научения.
Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.
- Проблема биологического и социального в структуре личности.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
- 1) По ж. Пиаже
- 2) Теории социального научения
- Проблема периодизации психического развития.
- Проблема источника условий и движущих сил психического развития
- Биогенетические концепции
- Социогенетический подход
- Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
- Ранний возраст – 1-3 лет
- Кризис 3-х лет – «я сам»
- Дошкольный возраст
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Кризис 7 лет
- Особенности развития
- Значение игры для развития дошкольника.
- Основные консультативные проблемы в работе с семьями дошкольника
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
- Новообразования младшего школьного возраста
- Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
- Кризис подросткового возраста
- Особенности развития подросткового возраста
- Становление личности в юношеском возрасте Подростковый Возраст (11-15 Лет)
- Переходный Период
- Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- Ранняя юность
- Поздняя юность.
- Ранняя Юность ( 15 – 17 Лет )
- Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
- Зрелый возраст
- Старость
- 3 Вида старения: