logo search
Инфраструктура СПД_тезисы

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения Российской Феде­рации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стацио­нара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-пси­холого-педагогической помощи, система психиатрических и нар­кологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и нар­кологических учреждений нет). В последние годы приоритет отда­ется валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры. (Валеология — наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии яв­ляется здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, под­держанию или возвращению этого здоровья.)

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание соци­ально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести

В за­висимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические. Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направ­ления их деятельности:

- социально-средовая и социально-психологическая реабили­тация (выработка социальных навыков: умения общаться, уме­ния подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);

- работа с семьями детей и подростков (семейное консульти­рование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

- профессиональная ориентация (ознакомление с миром про­фессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

- организационная, учебно-методическая и просветительная работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

- социально-правовое консультирование и информирование

В Домах ребенка, где содержатся дети (от 0 до 3 лет), оставшиеся без попечения родителей, социальный работник выполняет две основные функции:

1. Оформление полного пакета документов на каждого ребенка, оформление его статуса (ребенок-сирота, ребенок-инвалид и т.п.).

2. Работа по поиску кандидатов в приемные родители, усыновители, опекуны и содействие в оформлении документов для усыновления.

Необходимо задуматься о введении должности социального педагога в детских поликлиниках для раннего выявления неблагополучных семей и своевременной профилактической работы с ними.