logo search
Развитие творческих способностей младших школьников при обучении математике

2. Использование дидактической игры в формирование математических представлений у младших школьников

На уроках математики с младшими школьниками игра занимает большое место. Это главным образом дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и др. Целенаправленное включение игры на уроках математики повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Среди математических игр для детей имеются и ролевые. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку и т.д. Игра содействует воспитанию дисциплинированности, так как любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. Выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдение определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включиться в детскую игру - тоже один из показателей педагогического мастерства.

Несмотря на всю важность и значение игры на уроках математики, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формулирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

При организации математических и логических игр необходимо придерживаться следующих положений:

Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младших школьников.

Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.

Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.

Игра не даст должного эффекта, если дидактический материал к ней для детей изготовлять сложно или использовать его во время игры не совсем удобно.

Во время командных соревнований нужно продумать как провести контроль за результатами игр. Учет результата должен быть справедливым, открытым.

Для детей игра будет интересной тогда, когда каждый из них является активным участником.

Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться; при этом наиболее легкую и более живую следует предлагать в самом конце занятия.

Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должны соблюдаться принципы - от простого к сложному.

Подвижные игры должны чередоваться со спокойными.

Так как игры имеют познавательное значение, то на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использовать сравнения, анализ и синтез.

В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной.

Б. А. Кордемский утверждает, что «любая дидактическая игра является математической, если ее исход может быть предопределен предварительным теоретическим анализом».

Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты их весьма простые, рассчитанные на детское воображение. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Борьба за цифру» и др. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос» и др. Сюжеты героического поиска, романтика путешествий в этих играх питают воображение младших школьников.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

Какие материалы и пособия понадобятся для игры.

Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.

На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернуться к этой игре.

Как обеспечить более полное участие детей в игре.

Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, заинтересовала ли их игра.

Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.

Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.

Какие выводы следует сообщить детям в заключение, после игры.

В работе над повышением интереса детей к математике необходимо, чтобы этот интерес к ней видели школьники и со стороны своего учителя. Труднее вызвать интерес детей к учебному предмету, если они не видят примеров увлеченности данной наукой, примеров, которые убеждали бы их в том, что вообще существуют люди, которые со страстью отдаются такой сложной и «сухой» науке, как математика, и что ими могут быть не только взрослые, но и дети.

При подборе дидактических игр, необходимо исходить из основных закономерностей процесса обучения. Главным среди них является то, что обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой.

Учитывая эту закономерность, разработаны игры с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и др.

Игра, в ходе которой дети выполняют воспроизводящую функцию. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование навыков сложения и вычитания.

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры - инсценировки некоторых сказок и книжек - считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» Л. Н. Толстой и др.).

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детьми, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала

К словесным играм относятся также игры - загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия их, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр.

Глава 2. Содержание и организация опытной работы по теме исследования

Содержание и методы опытной работы по формированию у младших школьников математических представлений в процессе дидактической игры

В связи с переходом к обучению в школе детей с шести лет особый интерес представляет вопрос о методах обучения, в частности такого метода, как дидактическая игра.

В 1985г. По решению коллегии Министерства просвещения в текст программы по математике для 1 класса школы включен перечень игр и игровых упражнений, которые рекомендуется использовать в процессе обучения. Решение это отражает стремление усилить роль игры как одного из важных методов обучения математике младших школьников, привлечь внимание всех учителей и руководителей школ к совершенствованию методики обучения в этом направлении, сделать обязательным включение в уроки математики элементов игры и занимательных упражнений.

«Основные требования к организации и методике работы с детьми младшего школьного возраста, отмечают М. И. Моро, С. В. Степанова, - максимальная активизация деятельности детей на уроке, широкое использование разнообразных средств наглядности и элементов игры...». [13, 43].

Игровой метод позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка.

Каждый опытный учитель хорошо знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к проводимым на уроках упражнениям, особенно когда речь идет о более или менее однотипных тренировочных упражнениях, необходимых при обучении математике.

Одно и то же по своему математическому содержанию задание совершенно по-разному воспринимают детьми в зависимости от того, в какой форме оно им предлагается. Одно дело, если учитель просто даст задание проверить решение записанных на доске примеров и исправить допущенные в них ошибки. Совершенно иначе будет воспринято детьми то же задание, если учитель скажет им: «Вместе с нами примеры решил Незнайка. Но он, как всегда, допустил ошибки. Давайте поможем Незнайке - найдем и исправим его ошибки». Даже такая, чисто внешняя занимательность сразу оживляет работу, способствует активизации детей. При этом важно только, чтобы используемые учителем приемы создания игровой ситуации вокруг выполнения обычных учебных заданий были разнообразными.

Довольно часто в практике используется и очень полезный прием драматизации. Так, составляются задачи по небольшим драматизированным рассказам, которые можно рассматривать как элементы сюжетно - ролевой игры. В такой игре дети, исполняя, например, роли продавца, покупателя, кассира, знакомятся с монетами различного достоинства, учатся выполнять простейшие подсчеты. Такой же характер носит игра «Городские автоматы» и др.

Наблюдение за опытом работы школы показывают, что еще далеко не все учителя овладели методом игры, не используют в своей практике многих игр, хорошо зарекомендовавших себя в опыте других учителей.

Задача разработки системы дидактических игр по всем учебным предметам, и в частности по математике, внедрения ее в практику становится в настоящее время особенно актуальной в связи с переходом в нашей стране к обучению детей в школе с шести лет. При работе с детьми этого возраста дидактическая игра становится просто необходимой.. Она помогает осуществить постепенный переход от привычной для дошкольника игровой деятельности к деятельности учебной, помогает сделать этот переход более незаметным и безболезненным. Необходимо наряду с другими важными вопросами обратить пристальное внимание на совершенствование методики проведения дидактических игр и использования разного рода игровых занимательных упражнений в процессе обучения. [12, 23]

Рассмотрим использование некоторых игровых ситуаций при изучении нумерации чисел в пределах 10.

Помогите Незнайке.

Цель игры:закрепить умения соотносить цифру и число, устанавливать место числа в натуральном ряду чисел, учить употреблять в речи понятия «предыдущее число» и «последующее число», «стоять перед», «следовать за» и «находиться между»; формировать навыки счета.

Материал для игры:линейка с прорезями, изготовленная из картона, в которые вставляются карточки с цифрами; касса цифр.

Незнайка изготовил линейку. Он наклеил некоторые числа на линейке под черточками. Его позвала мама, и он не успел закончить эту работу. Помогите Незнайке поставит на линейке под черточками числа, которые осталось наклеить.

1 вариант.Учащиеся называют числа и вставляют в прорези демонстрационной линейки карточки с цифрами, которыми обозначают соответствующие числа.

2 вариант.Учитель показывает окошко, в которое нужно вставить карточку с соответствующим числом. Учащиеся называют это число.

3 вариант.Учащиеся называют числа, которые осталось наклеить незнайке.

Назовите числа.

Цель игры: закреплять знания последовательности чисел от 1 до 10 (и в обратном порядке).

1 вариант.Учащиеся называют подряд числа от 1 до 10 таким образом: число 1 произносят громко, число 2 - тихо, число 3 - громко, число 4 - тихо и т.д. Называть числа можно и в обратном порядке.

2 вариант.Назовите числа от 1 до 10 через один. Учащиеся называют число 1, пропускают число 2, называют число 3, пропускают число 4 и т.д. Называть числа можно и в обратном порядке.

3 вариант.Назовите подряд числа от 1 до 10 так: Число 1 не называйте, а хлопните в ладоши, потом назовите число 2, число 3 хлопните в ладоши и т.д. Число хлопков может быть любым или соответствовать называемому числу. Называть числа можно и в обратном порядке.

Совсем по-другому это задание будет восприниматься детьми, если учитель введет, например, сказочную игровую ситуацию: «В лесной школе урок математики вел медведь Михаил Михайлович. Белки и зайцы учились называть числа от 1 до 10. Зайцы произносили число 1 громко, белки - число 2 тихо и т.д.»

Стук - стук.

Цель игры:формировать навыки счета.

Материал для игры:молоточек (карандаш, кубик), касса цифр.

Учитель стучит несколько раз молоточком, а ученики должны определить количество ударов.

1 вариант.

-Я буду выстукивать молоточком. Вы, закрыв глаза, будете считать сколько раз я ударила молоточком. Закройте глаза и слушайте внимательно.

Учитель выстукивает молоточком 6 раз.

-Сколько звуков вы услышали? Скажи, Игорь.

-6.

-Правильно, молодец!

2 вариант.

-Я буду выстукивать молоточком. Вы, закрыв глаза, будете считать количество ударов. Сосчитав, откройте глаза и найдите карточку, на которой изображено столько кружков, сколько ударов вы услышали. [7, 44].

Богат и разнообразен опыт московских учителей в использовании игры в учебном процессе. Учитель школы №784 Алла Ивановна Вороговская составила картотеку игр, распределила их по сериям и номерам. На каждой карточке дала подробное описание игры. Вот некоторые из них.

Незадачливый математик.

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

2 + 6 = ... 1 ... 8 = 9

... - 2 = 8 7 - ... = 5

9 ... 3 = 6 8 + 1 = ...

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть? Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.

По вызову учителя дети выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

Точно по курсу.

На доске записываются примеры без ответов:

5 - 3 = 7 + 2 = 1 + 5 =

10 - 2 = 4 + 3 = 6 - 3 =

6 + 4 = 9 - 5 = 10 - 5 =

Внизу под примерами выставляются бумажные кораблики. На парусе каждого из них записаны цифры (8, 2, 9, 10, 7, 3, 4, 6, 5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске. На каждом парусе записан только один из вышеперечисленных ответов.

Можно предложить детям такую ситуацию: в море начался шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля. Игру можно провести как соревнование. Для этого надо вызвать трех учеников. Кто быстрее проведет по курсу все свои корабли, тот считается лучшим капитаном.

Изготовить корабли можно быстро и просто: вырезаются два одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеиваются в виде кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик с парусом.

Составим букет.

Заранее приготовить из бумаги изображения цветов и листиков. На обратной стороне каждой фигурки приклеивается кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. Все фигурки цветов и листьев раскладываются на полочки возле доски. К фланелеграфу учитель прикладывает вырезанные из цветной бумаги изображения вазы для цветов и двух - трех веточек.

Ученик подходит к полочке, берет понравившийся ему цветок и решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример будет решен верно, ученик прикрепляет свой цветок к фланелеграфу. Если ученику не удалось найти правильный ответ, ему помогает другой ученик, который и прикрепляет свой цветок к фланелеграфу. Так собирается большой букет из цветов и листьев. В конце игры подсчитывается, ученики из какого ряда собрали больше всех цветов для букета. [15, 22]

А учитель школы №37 г. Могилева, Э. А. Мохнаткина, на уроках математики с детьми часто использует стихи или просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делает его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Когда она учит детей прибавлять к любому числу в пределах 10 по 2 приемом просчитывания по единице (... + 1 + 1), учит писать знаки «+», «-«, закрепляет умения и навыки счета предметов путем прибавления и вычитания единицы из любого числа, старается ярко оборудовать класс. Вывешивает, например, плакат, на котором нарисована береза, выставляет кормушки, фигурки птиц, зайцев, незнайки, картины «Лисята в лесу» и др., различные геометрические фигуры, магнитную доску, наборные полотна - «Лесная школа» и др., касса цифр, дидактический счетный материал, учебники, тетради, карандаши.

Начинает урок с сообщения его темы (прибавлять к числу 1 и вычитать из числа 1) и цели (закрепления умения). Затем говорит, что сегодня все вместе они проведут необычное занятие.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Дорогой с пути никуда не свернем.

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы подняться

По лестнице ввысь.

Учитель вывешивает «Числовую лесенку». Дети решают примеры 4 + 1, 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1, поднимаясь вверх. Окончив решение, продолжают путь. Дети выполняют упражнения (шагают на месте, поднимают руки вверх - вешают кормушку).

И здесь на березе на этом суку

Кормушку повесить у птиц на виду.

Чтоб были сыты они лютой зимой

И пользой ответили лесу весной.

Ну вот и попали мы в сказочный лес.

Лес этот полон прекрасных чудес.

Учитель открывает занавес, там картина «Медведь учит зверей» с наборным полотном.

Здесь звери не только умеют играть,

Они тоже умными все хотят стать.

И учит зверюшек медведь косолапый,

Указку держа своей лапой косматой.

Давайте поможем зверятам мы всем,

Как из шести получить можно семь.

На наборном полотне выставлены карточки, на которых записано 6 + ... = 7. Дети решают пример. Открывается новая картина с наборным полотном «Котята в окошке». Котята держат ответы для примеров, которые составлены на наборном полотне: 6 - ... = 5, 4 - ... = 3. Обращаясь к детям, учитель предлагает помочь котятам:

Котятам поможем окошко закрыть,

Чтоб дождик косой их не смог намочить.

Переходя к работе над новым материалом, учитель советует отправиться дальше за новыми знаниями.

Как интересно, что в зимнюю пору

Лесные зверята отправились в школу.

А чем же они занимались здесь летом?

Давайте посмотрим и быстро ответим.

На доске картины «Лисята играют» и «Зайчата идут с рыбалки». Дети рассказывают о том, чем они занимаются. Учитель говорит:

Верно! Лисята играли на травке лесной.

Зайчата спешили с рыбалки домой.

Сколько же вместе зайчат и лисят?

Надо скорее их всех посчитать. (ответы детей)

А если прибавим еще и лесу, то сколько ж зверей

Мы увидим в лесу?

На наборном полотне выставляется фигурка лисы. Дети считают: 4 + 1 = 5.

Но тут в сторонке сидит еще еж.

Так сколько животных ты всего тут найдешь?

Дети хором отвечают: 5 + 1 = 6.

Какой же большой мы решили пример,

Давайте запишем его поскорей.

Дети составляют на наборном полотне пример 4 + 1 + 1 = 6. Затем проводится физкультминутка. Продолжается работа с наборным полотном, демонстрационным и диалектическим материалами. Учитель показывает на картине лисят и зайчат и говорит:

Но все это было лишь в летнюю пору.

Сейчас же зайчата отправились в школу.

Вот восемь зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку еще два бегут.

Проводится беседа, в результате которой дети записывают 8 + 1 + 1 = 10. Далее учитель говорит:

Пока дружно мы зайцев считали птички в кормушке

Все зерна склевали. В кормушке сидели

Лишь три только птицы, но к ним прилетели

Еще две синицы. Так сколько же птиц

Здесь, в кормушке у нас?

Покажет на карточке каждый из вас.

Дети поднимают карточки с примером 3 + 1 + 1 = 5. И т.д. Подводя итоги урока, учитель отмечает, что поход в лес был не только интересным, но и полезным, так как дети встретились с различными зверюшками, птицами, помогли им выполнять задания и сами дети научились прибавлять к любому числу в пределах 10 по 2 путем присчитывания к числу по единице. [11, 47].

Предложенный перечень игр и игровых упражнений не ограничивает инициативу учителей. Перед учителем открываются в этом направлении широкие возможности для творчества.

Отдавая должное игре как методу обучения, следует помнить, что даже дидактическая игра не может и ни в коем случае и не должна подменять собой другие известные методы обучения. Игра на уроке должна быть подчинена целям каждого конкретного урока и помогать достижению этих целей, а не отвлекать детей от основного содержания урока.