2.3 Разновидности дидактических игр
Дидактическая игра - очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игр. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока16.
При отборе игры нужно обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель - это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.
Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
Тема «Наши помощники - органы чувств» требует использования дидактических игр, которые проверяют уровень сенсорных чувств детей: «Угадай на вкус», «Кто позвал», «Из какого материала сделан предмет». Дидактические игры целесообразно проводить и в третьем–четвертом классах, но они уже не являются отдельным структурным элементом урока.
Ведущей функцией дидактической игры является образовательная функция, которая становится основой потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.
Следующая функция - воспитывающая. Она проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество17.
Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо тренировать эти психические свойства. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения.
Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения - образовательных, воспитывающих и развивающих.
Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил18.
Итак, дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
- Глава 1. Память как психологический познавательный процесс
- 1.1 История изучения памяти в психологии
- 1.2 Понятие «память»
- 1.3 Виды и свойства памяти
- 1.4 Особенности памяти младших школьников
- 1.5 Способы развития памяти младших школьников
- Глава 2. Дидактическая игра, как средство развития памяти младших школьников
- 2.1 Дидактическая игра в историческом ключе
- 2.2 Игра «Дидактическая игра»
- 2.3 Разновидности дидактических игр
- 2.4 Условия проведения и возможности дидактических игр в учебном процессе
- 2.5 Влияние дидактической игры на развитие памяти младших школьников