4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
К.Роджерс (1902-1987). Клиническое направление гуманистической психологии. Мотивационное направление – А.Маслоу.
Идеальное «Я» и реальное «Я» по К.Роджерсу могут находиться как в состоянии гармонии, так и дисгармонии, в личности сочетаются две стороны – «самоактуализирующаяся тенденция», содержит изначально свернутые свойства личности, которые могут развиваться, и «организмический отслеживающий процесс» – механизм контроля за развитием личности. Структура личности на этом основании состоит из «идеального Я» и «реального Я». Эти две структуры могут находиться между собой в разных отношениях – от полной гармонии до полного конфликта. Целью жизни человека по Роджерсу – реализовать свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», следовать своей истинной природе.
По А.Маслоу есть два типа потребностей: А) «дефицитарные» –прекращаются с их удовлетворением 1) физиологические и 2) потребности в безопасности, и Б) «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации – 3) потребность в принадлежности: в общении, принадлежности к социальной группе,4) уровень самооценки: самоуважение, компетенция, достоинство, и наконец 5) потребность в самоактуализации: творчество, красота, целостность.
Целостная личность характеризуется качествами:
Эффективное восприятие реальности.
Спонтанность, простота и естественность поведения.
Ориентация на решение проблемы, на дело.
Постоянная «детскость восприятия».
Частые переживания пиковых чувств, экстаза.
Искреннее желание помочь всему человечеству.
Глубокие межличностные отношения.
Высокие моральные стандарты.
Индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации таким образом определяет качество личности.
Агрессивность личности в рамках гуманистического подхода объясняется «застреванием» личности на удовлетворении низших уровней потребностей и резким конфликтом между «идеальным Я» и «реальным Я».
- 1. Психология как наука.
- Вопрос 2. Психические процессы высшего порядка.
- 2.1. Ощущения и восприятие.
- 2.2. Внимание. Память.
- 2.3. Процессы мышления. Воображение
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 9. Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
- 1. Структура личности.
- 3. Аналитическая теория личности к.Юнга
- 4. Гуманистическая теория личности к.Роджерса, а.Маслоу.
- 5. Когнитивная теория личности Дж. Келли
- 6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)