logo search
курсовая Часовская Надежда

2.2 Организация и результаты экспериментального исследования

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования, которое проводилось на базе ГУО СШ №1, г. Мозыря. В исследовании приняло участие 6 учеников (из них 3 ребенка с трудностями в обучении и 3 ребенка с нормальным развитием).

  1. Методика «Тест руки»

По данной методике были получены следующие данные при помощи формулы для нахождения общей агрессивности: А = (Агр. +Дир.) – ( Эмоц. +Коммуник. + Завис. + Страх) (см. таблицу 1):

Таб.1 Результаты выполнения методики «Тест руки»

Категории анализа

Дмитрий

Алексей

Дарья

Владислав

Ярослав

Максим

Агрессивность

1

1

1

3

2

2

Директивность

4

1

1

2

0

0

Эмоциональ-ность

1

1

2

4

0

0

Коммуникация

5

2

3

5

3

3

Зависимость

1

0

2

2

3

Страх

2

3

0

1

1

Демонстратив-ность

4

0

4

1

2

2

Ущербность

0

0

0

1

0

0

Описание

0

0

0

0

0

0

Напряжение

0

0

0

0

0

0

Активная безличность

1

3

2

5

3

2

Пассивная безличность

0

1

3

0

5

3

Общая агрессивность

-3

-5

-3

-7

-5

-5

Продолжение таблицы.1 Результаты выполнения методики «Тест руки»

Таким образом, эта методика показала, что у детей с трудностями в обучении и у нормально развивающихся детей имеется вероятность проявления агрессивности, но в особо значимых ситуациях.

  1. Проективная методика «Несуществующее животное»

При обработке методики «Несуществующее животное» были получены следующие результаты (см. таблицу 2):

Таб.2 Результаты выполнения методики «Несуществующее животное»

Показатели

Алексей

Дмитрий

Дарья

Владислав

Ярослав

Максим

Детали на голове (рога)

+

+

-

+

-

+

Рот с зубами, зубы четко нарисованы

-

-

-

+

-

-

Острые углы

-

-

-

+

-

-

Выпученные глаза

+

+

-

-

-

-

Ноздри

-

-

-

-

-

-

Сильные лапы

+

-

-

+

-

-

Штриховка от себя

+

-

-

-

+

-

Лапа, как боксерская перчатка

-

-

-

-

-

-

Зубчатые неровные линии

-

-

-

-

+

-

Ногти, иглы, щетина

+

+

-

+

+

-

Оружие

+

-

-

-

-

-

Линии с нажимом

+

+

+

+

+

-

Длинные, большие пальцы без ладони

+

-

-

+

+

-

Тематически угрожающее животное

+

-

+

+

-

-

Угрожающее название рисунка

+

-

-

+

+

-

Сумма баллов

10

4

1

9

6

1

Продолжение таблицы 2 Результаты выполнения методики «Несуществующее животное»

Таким образом, необходимо отметить, что по результатам этой методики низкий уровень агрессивности наблюдается у 33,3% как детей в норме, так и у детей с трудностями в обучении; 33,3% детей из обеих групп имеют уровень агрессивности ниже среднего; средний уровень агрессивности у 33,3% детей с трудностями в обучении; уровень агрессивности выше среднего отмечается у 33,3% детей с нормальным развитием.

  1. Анкета для учителей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.) [1]

После проведения анкетирования с учителями нами было выявлено, что у нормально развивающихся детей (1 группа) показатели агрессивности довольно высокие, нежели у детей с трудностями в обучении (2 группа). В процентном соотношении это можно представить следующим образом:

1 группа: 33,3% - высокий уровень агрессивности (16 баллов); 33,3% - уровень агрессивности выше среднего; 33,3% - средний уровень агрессивности.

2 группа: 33,3% - средний уровень агрессивности; 33,3% - уровень агрессивности ниже среднего; 33,3% - низкий уровень агрессивности.

Проведенное нами экспериментальное исследование, позволяет говорить о том, что у большинства учеников начальной школы отмечается довольно высокий уровень агрессивности. Это косается как детей с трудностями в обучении, так и детей с нормальным развитием.