2.2 Организация и результаты экспериментального исследования
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования, которое проводилось на базе ГУО СШ №1, г. Мозыря. В исследовании приняло участие 6 учеников (из них 3 ребенка с трудностями в обучении и 3 ребенка с нормальным развитием).
Методика «Тест руки»
По данной методике были получены следующие данные при помощи формулы для нахождения общей агрессивности: А = (Агр. +Дир.) – ( Эмоц. +Коммуник. + Завис. + Страх) (см. таблицу 1):
Таб.1 Результаты выполнения методики «Тест руки»
Категории анализа | Дмитрий | Алексей | Дарья | Владислав | Ярослав | Максим |
Агрессивность | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Директивность | 4 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Эмоциональ-ность | 1 | 1 | 2 | 4 | 0 | 0 |
Коммуникация | 5 | 2 | 3 | 5 | 3 | 3 |
Зависимость |
| 1 | 0 | 2 | 2 | 3 |
Страх | 2 | 3 | 0 | 1 |
| 1 |
Демонстратив-ность | 4 | 0 | 4 | 1 | 2 | 2 |
Ущербность | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Описание | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Напряжение | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Активная безличность | 1 | 3 | 2 | 5 | 3 | 2 |
Пассивная безличность | 0 | 1 | 3 | 0 | 5 | 3 |
Общая агрессивность | -3 | -5 | -3 | -7 | -5 | -5 |
Продолжение таблицы.1 Результаты выполнения методики «Тест руки»
Таким образом, эта методика показала, что у детей с трудностями в обучении и у нормально развивающихся детей имеется вероятность проявления агрессивности, но в особо значимых ситуациях.
Проективная методика «Несуществующее животное»
При обработке методики «Несуществующее животное» были получены следующие результаты (см. таблицу 2):
Таб.2 Результаты выполнения методики «Несуществующее животное»
Показатели | Алексей | Дмитрий | Дарья | Владислав | Ярослав | Максим |
Детали на голове (рога) | + | + | - | + | - | + |
Рот с зубами, зубы четко нарисованы | - | - | - | + | - | - |
Острые углы | - | - | - | + | - | - |
Выпученные глаза | + | + | - | - | - | - |
Ноздри | - | - | - | - | - | - |
Сильные лапы | + | - | - | + | - | - |
Штриховка от себя | + | - | - | - | + | - |
Лапа, как боксерская перчатка | - | - | - | - | - | - |
Зубчатые неровные линии | - | - | - | - | + | - |
Ногти, иглы, щетина | + | + | - | + | + | - |
Оружие | + | - | - | - | - | - |
Линии с нажимом | + | + | + | + | + | - |
Длинные, большие пальцы без ладони | + | - | - | + | + | - |
Тематически угрожающее животное | + | - | + | + | - | - |
Угрожающее название рисунка | + | - | - | + | + | - |
Сумма баллов | 10 | 4 | 1 | 9 | 6 | 1 |
Продолжение таблицы 2 Результаты выполнения методики «Несуществующее животное»
Таким образом, необходимо отметить, что по результатам этой методики низкий уровень агрессивности наблюдается у 33,3% как детей в норме, так и у детей с трудностями в обучении; 33,3% детей из обеих групп имеют уровень агрессивности ниже среднего; средний уровень агрессивности у 33,3% детей с трудностями в обучении; уровень агрессивности выше среднего отмечается у 33,3% детей с нормальным развитием.
Анкета для учителей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.) [1]
После проведения анкетирования с учителями нами было выявлено, что у нормально развивающихся детей (1 группа) показатели агрессивности довольно высокие, нежели у детей с трудностями в обучении (2 группа). В процентном соотношении это можно представить следующим образом:
1 группа: 33,3% - высокий уровень агрессивности (16 баллов); 33,3% - уровень агрессивности выше среднего; 33,3% - средний уровень агрессивности.
2 группа: 33,3% - средний уровень агрессивности; 33,3% - уровень агрессивности ниже среднего; 33,3% - низкий уровень агрессивности.
Проведенное нами экспериментальное исследование, позволяет говорить о том, что у большинства учеников начальной школы отмечается довольно высокий уровень агрессивности. Это косается как детей с трудностями в обучении, так и детей с нормальным развитием.
- Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени и.П. Шамякина»
- Агрессивное поведение у младших школьников с трудностями в обучении
- Мозырь 2011
- ГЛава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения младших школьников с трудностями в обучении
- 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении
- 1.2 Агрессивность как психологическая проблема
- 1.3 Особенности агрессивного поведения младших школьников с трудностями в обучении
- Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивного поведения у младших школьников с трудностями в обучении
- 2.1 Методическое изучение агрессивного поведения у младших школьников с трудностями в обучении
- 2.2 Организация и результаты экспериментального исследования
- 2.3 Особенности психологических занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении
- Заключение
- Список использованных источников