3. 5. Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа
Образовательно-коррекционная работа, как уже отмечалось выше, - сложное социально-педагогическое явление, входящее в систему учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы., являющееся ее неотъемлемой частью и составляющее вместе с ней замкнутый цикл единого педагогического процесса. Поэтому коррекционно-педагогическая работа с подростками дает наибольший профилактический и реабилитационный эффект при условии ее систематичности, непрерывности и круглогодичности.
Наш опыт практической и экспериментальной работы с педагогически запущенными подростками проходил в системе, имел взаимосвязь с различными звеньями социальных институтов, интегрировался и интенсифицировался во временном коллективе лагере труда и отдыха для подростков.
Ход экспериментальной работы показал, что между основными компонентами внешкольного общения подростков (семья, группы организованного и свободного общения) существует взаимосвязь и взаимозависимость, которая поддерживается и опосредуется школой через ребёнка, контролируется и направляется ею. Эта взаимосвязь будет неполной и непрочной, если в ней нет сильного интегрирующего фактора, объединяющего и концентрирующего воспитательные воздействия на общения подростков, закрепляющего и развивающего полученный положительный опыт внешкольного общения. Роль такого фактора зачастую выполняют временные коллективы детей и подростков как форма их объединения, имеющая интенсивный темп жизни, разнообразие деятельности и высокий уровень общения, действующая в период ослабления влияния школы на внешкольное общение подростков.
Временные коллективы создаются в летний период в лагерях различного типа: детских, молодежных, военно-спортивных и спортивно-трудовых, в лагерях труда и отдыха.
Лагеря военно-спортивного и спортивно-трудового типа, как показывают исследования (Алексеев С. А., Баженов В. Г., Соболюк И. К. и др.) , ограничивают или временно прерывают влияние неблагополучной микросреды на педагогически запущенных подростков в наиболее "уязвимое" время года; создают возможности интенсификации процесса воспитания подростков; ставят их в условия "обязательного участия" в общественно полезном труде; создают наиболее благоприятные условия для позитивного влияния благополучных ребят на педагогически запущенных и т. д. Однако в воспитательной работе в этих лагерях главное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию подростков и в меньшей мере обращается внимание на др. виды воспитания. Лагеря такого типа чаще всего создавались только для трудных подростков или трудные подростки включались в состав коллектива этих лагерей, организованных как летняя база подростковых клубов и спортивных школ. Отсутствие непосредственной связи с общеобразовательной школой не давало возможности использовать результаты воспитательной работы лагеря в учебно-воспитательном процессе школы в течение года. В работе не учитывались групповые связи подростков, их межличностные отношения в классе. Имело свои сложности формирование материальной базы этих лагерей.
Лагеря труда и отдыха, создаваемые как база производственной практики старшеклассников, оказались в более выигрышном положении. Они организовывались в летний период во всех школах, силами педагогов школы, ученического самоуправления, родителями, шефами школы и общественностью, имели подготовленную методическую основу. Они позволяли создать условия для непрерывного управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в системе “круглогодичного цикла” воспитательной работы, для участия подростков в общественно полезном труде, включения их в активную общественную деятельность, использования условий лагеря для интенсивного общения подростков, влияния позитивных взаимоотношений на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключения отрицательных видов деятельности и общения в положительное русло, наконец, для ограничения или исключения отрицательного влияния окружающей микросреды в семье или микрорайоне на отдельных подростков или группу в целом.
Необходимость создания лагеря труда и отдыха как средства управления и коррекции групповым общением педагогически запущенных подростков возникла в процессе экспериментальной работой с группами педагогически запущенных подростков в микрорайонах школ, в клубах, в детских комнатах при домоуправлении г. Курска.
Эпизодические встречи с подростками в школе или по месту жительства не давали полной картины о структуре группового общения, о ее особенностях, не всегда позволяли проникнуть в суть содержания группового общения педагогически запущенных подростков. Это потребовало поиска наиболее эффективных средств изучения их общения и форм педагогической коррекции, что можно было сделать или в многодневных походах, или в условиях стационарного лагеря. Поскольку перед нами стояла задача не только исследовать групповое общения, но и найти пути положительного влияния на
него, вести целенаправленную работу по переориентации общения педагогически запущенных подростков, то мы и остановились на лагере труда и отдыха.
Нами были апробированы несколько организационных вариантов создания лагеря труда и отдыха и путей управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в условиях временного коллектива.
В основу первого варианта организации лагеря труда и отдыха был положен опыт создания военно-спортивных лагерей для трудных подростков в Ленинградской области. В нем были собраны с помощью инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского района г. Курска педагогически запущенные подростки, стоящие на учете в милиции. В лагере рационально сочетался труд подростков и их общение в процессе трудовой, игровой, военно-спортивной, культурно-массовой и других видов деятельности. Основным положительным ядром в воспитательном воздействии на подростков в этом лагере были студенты Курского пединститута, которые вели индивидуальное шефство над данными педагогически запущенными подростками в течение года. Основные методы, которые применялись в работе, были беседа, рассказ, убеждение и др.
Нам удалось выявить круг друзей педагогически запущенных подростков, наблюдать их взаимоотношения в группе, контролировать их общение и даже положительно влиять на него в процессе совместной деятельности, во время проведения турпоходов, при организации спортивных мероприятий, в трудовых делах. К концу смены были установлены прочные контакты с большинством подростков, значительно изменился их лексикон, обогатился песенный репертуар подростков молодежными и студенческими песнями, которые разучивали и пели студенты у отрядных костров. У подростков и студентов появилось обоюдное желание продолжить встречи в течение года.
Первый опыт помог выявить ряд организационных ошибок: нельзя
собирать педагогически запущенных подростков, опираясь лишь на помощь инспекции по делам несовершеннолетних; педагогически не целесообразным является организация лагеря только для трудных подростков с разным уровнем педагогической запущенности; в лагере должно быть нравственно здоровое ядро, положительный коллектив, который оказывал бы влияние на педагогически запущенных подростков; прежде чем собирать подростков в лагерь, необходимо изучить их групповое общение по месту жительства; воспитательная работа в лагере должна быть связана со школой.
Второй вариант организации лагеря труда и отдыха основывался на связи со школой (создавался и формировался на базе нескольких школ, при непосредственной помощи и поддержке Нестеренко Н. А., заведующей Ленинским РОНО г. Курска). В школах в течении года велась предварительная подготовка к лету. Шефы-студенты, выявляли групповые связи подростков. Контингент ребят подбирался, исходя из их интересов и добровольного желания на поездку в лагерь. В лагере воспитательная работа строилась на принципах самоуправления и самообслуживания. В целях усиления положительного влияния на педагогически запущенных подростков и коррекции их поведения кроме обычных школьников были приглашены подростки из подросткового клуба спортивного ориентирования "Эдельвейс", функционировавшего в одном из микрорайонов школы. Клуб имел сплоченный коллектив со сложившимися традициями. В лагере он был выделен в отдельный отряд - инструкторов по туризму. Хотя они принимали участие в трудовой, спортивно-туристской деятельности, организации досуга и т. д., но жили обособленно, по своему уплотненному режиму. Это и ряд других причин привели к конфликту и осложнениям при формировании общелагерного коллектива.
Опыт второго варианта создания лагеря показал, что педагогически запущенных подростков можно объединить с хорошо организованным коллективом при условии, если он не "инородное" тело в лагере, а полноправный и равный член общелагерного коллектива в делах и жизни ребят, если не отдельные члены клуба, а все подростки являются участниками общелагерных дел. Набор контингента подростков в лагерь, методика их агитации педагогически оправдана и целесообразна, если учитываются желания и интересы ребят, их дружеские отношения в группе.
Практика показала, что необходимо создать лагерь, в коллективе которого не было бы полярных противоречий, был бы положительный центр влияния на педагогически запущенных подростков коррекции их группового общения, не подчеркивались бы отрицательные личностные качества педагогически запущенных подростков, а существовало бы ко всем равное отношение, т. е. нужен лагерь, в основе воспитательной работы которого лежал бы комплексным системно-деятельностный подход.
Такой лагерь был создан. Автор с первых дней создания лагеря “Романтик” в течение семи лет работал в начале комиссаром, а затем начальником лагеря.
Лагерь труда и отдыха "Романтик" Ленинского района г. Курска функционировал на базе Клинковского лесничества Дмитриевского района Курской области. Он объединял подростков 7-9 классов Ленинского района г. Курска. Третью часть контингента детей (30-36%) составляли группы педагогически запущенных подростков или отдельные подростки с отклоняющимся поведением, входящие в группы учащихся школ района.
"Романтик" находился на полном самообслуживании ребят, поэтому подготовку базы лагеря, его развертывание, решение отдельных жизненно важных вопросов брали на себя органы самоуправления лагеря и базовые школы (№№ 7, 9, 14, 16, 40, 51). Поскольку все школы находятся вблизи друг от друга, то подростки общались не только со своими сверстниками в школе, но и с ребятами из других школ, других учебных заведений, входящих в состав клуба "Романтик", работавшего на базе школы № 7 г. Курска. 0рганы самоуправления подросткового клуба составляли основу общелагерных органов самоуправления.
Высшим органом самоуправления лагеря являлось общее собрание всех членов лагеря. Непосредственной жизнью лагеря руководил штаб. В состав штаба лагеря входили шефы отрядов - студенты пединститута, командиры отрядов - подростки, ответственные за различные направления работы в лагере: трудовую, культурно-массовую, туристско-спортивную и др. работу. Начальник штаба лагеря - наиболее авторитетный школьник, обладающий организаторскими способностями, комиссар - студент пединститута.
В подготовительный период основную работу вел штаб лагеря. Он осуществлял разъяснительную и пропагандистскую работу в базовых школах среди подростков, собиравшихся ехать в лагерь. Члены штаба организовывали фотовыставки, встречи с участниками лагеря прошлого года, со студентами, ехавшими работать шефами отрядов, показывали фильм о лагере “Романтик”. Параллельно шло комплектование лагеря, рассматривались заявления подростков, желающих попасть в него.
Педагогические коллективы школ корректировали, направляли деятельность штаба, помогали в решении многих сложных вопросов. Администрацией школ решались вопросы комплектования лагеря педагогическими кадрами, укрепления его материальной базы.
В целях подключения широкой родительской общественности к процессу формирования трудовых объединений школьников, весной проводились районные конференции актива школьных Родительских комитетов, где им читались лекции о задачах пятой трудовой четверти, рассказывалось о специфике работы лагеря труда и отдыха "Романтик". В школах на общешкольных и классных родительских собраниях проходили встречи с руководством лагеря "Романтик". Родителям предлагалось оказать помощь своим детям в подготовке к лагерю, а также помощь школе, штабу лагеря в решении организационных вопросов.
В подготовительный период формировались отряды. В основу их формирования был по ложен принцип, предложенный еще А. С. Макаренко -“кто с кем хочет”, основанный на личных симпатиях и дружеских взаимосвязях. Поэтому для нас не было неожиданным, что в отрядах оказались ребята из одной и той же дружеской группы. Отряды в лагере создавались небольшие - по 10-15 человек, в основе их одна-две группы подростков - ребят и девочек знакомых по школе или уличному общению. Таких отрядов в лагере девять. Небольшие отряды дают возможность видеть все процессы, происходящие в отряде и групповом общении, облегчают управление групповым общением педагогически запущенных подростков, взаимодействие отряда со своим шефом, который выполняет функции наставника, воспитателя, старшего товарища в отряде, осуществляет коррекцию группового общения педагогически запущенных подростков.
Групповое общение педагогически запущенных подростков во внешкольной среде, как известно, носит стихийный, малоуправляемый характер. Однако, “...общеизвестно, - отмечал Ю. К. Бабанский, - что в обилии случайностей неизменно проглядывает закономерность и что управление воздействием позволит найти более короткий путь к достижению желаемой цели” (3; 33).
Формируя лагерь, мы четко ставили перед собой задачу: создать сплоченный, организованный, работоспособный, коллектив, который стал бы действенным инструментом переориентации и коррекции отклоняющегося поведения подростков, понимая, что детские воспитательные коллективы создаются педагогами для решения конкретных воспитательных задач, а управление осуществляется исходя из того, что "детский коллектив с первых дней существования начинает развиваться не только в силу воздействия взрослых, но и по своим внутренним законам, которые необходимо учитывать" (6, 20).
Исследования Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского и
других. показали, что коллектив в своем развитии проходит ряд этапов.
Наши наблюдения подтвердили, что в жизнедеятельности общелагерного коллектива можно выделить три основных этапа: первый - формирование коллектива в отрядах, второй - создание общелагерного коллектива, третий -использование коллектива как инструмента коррекции и воспитательного воздействия на педагогически запущенных подростков, что соответствует результатам научных исследований Л. И. Новиковой, выделяющей этап становления или первоначального сплочения коллектива, этап использования коллектива в качестве инструмента массового воспитания и использования коллектива в качестве инструмента индивидуального развития каждого из его членов (6, 66). Л. И. Уманский выделял пять состояний групп как коллектива, отмечая, что на первом этапе идет процесс от формального объединения людей в группу до появления момента "единой жизнедеятельности группы", что соответствует таким понятиям как "группа-конгломерат", "номинальная группа", "группа-ассоциация". На втором этапе одно и то же "поле труда" формирует "группу-кооперацию". И, наконец, на третьем этапе осуществляется автономизация группы, возникает "временный коллектив" (7, 78-81).
В нашей модели поэтапного формирования коллектива есть некоторые особенности формирования отрядов, в основе которых лежат принцип добровольности объединения и учета групповых связей внешкольного общения.
Первый этап формирования лагеря труда и отдыха занимал обычно 3-4 дня в начале смены, он короче, чем в других лагерях, так как подростки уже знают друг друга по школе или по группе (за исключением смешанных отрядов) и процесс от "группы-конгломерата" до "группы-ассоциации" проходит быстрее. В этот период происходит оформление отрядов, формируется их структура, выбираются органы самоуправления, определяются цели деятельности отрядов, которые фиксируются в их названии, девизе.
На втором этапе продолжается формирование коллектива отрядов, идет формирование общелагерного коллектива. Второй этап охватывает обычно 10-11 дней и продолжается до середины лагерной смены. Данный этап соответствует созданию "групп-коопераций", базирующейся на одном и том же "поле труда", к этому времени складывается организационная структура в отрядах и в лагере, органы самоуправления начинают четко выполнять свои функции. Проявляется довольно высокий уровень внутри групповых отношений, создается благоприятный психологический климат в отрядах, стабилизируется внутригрупповое общение.
Последняя треть лагерной смены совпадает с третьим этапом формирования коллектива, с созданием "группы-автономии" и с функционированием временного коллектива, для которого характерной особенностью является довольно высокое внутреннее единство по всем подструктурам (направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальность, эмоциональность, стрессоустойчивость) и общими качествами.
Мы понимаем условность выделенных этапов в едином процессе становления коллектива и согласны с мыслью Л. И. Новиковой, что "нельзя управлять коллективом, предварительно не создав его; нельзя эффективно использовать коллектив в целях всестороннего развития каждого из его членов, если в этом коллективе не сложились благоприятные условия, свидетельствующие о том, что коллектив достиг второй стадии своего развития" (6, 71). Учет поэтапного развития коллектива дал нам возможность рационального планирования воспитательной работы в лагере, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.
Перед нами стояли задачи не только коррекции структуры группового общения педагогически запущенных подростков, проходившей в процессе формирования коллектива лагеря, через создание сводных отрядов, включение членов различных групп или всей группы во всевозможные объединения, звенья (в трудовой деятельности), во взводы, отряды, группы (при проведении военно-спортивных игр, туристических походов, спортивных соревнований), но и наполнение общения подростков положительным содержанием, управлением воспитательного воздействия на него.
Содержательная сторона управления воспитательным воздействием на общение подростков фиксировалось в плане воспитательной работы лагеря и охватывала трудовое, нравственно-правовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание подростков.
При анализе влияния воспитательных возможностей лагеря на изменение содержания и направленности группового общения педагогически запущенных подростков, мы остановимся лишь на отдельных сторонах этого процесса, способствующих более эффективной переориентации направленности общения.
Главным стержнем, на котором строится вся работа в лагере, является посильный, общественно полезный труд подростков в лесничестве. "Трудовое воспитание, - отмечал в свое время В. А. Сухомлинский, -это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало бы единство трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать" (2, 126).
Принципы трудового воспитания пронизывали всю жизнь лагеря, начиная от создания базы лагеря, самообслуживания в нем и до непосредственной работы в лесничестве на изготовлении секций штакетника, прополки питомника, уборки сена, сбора семян и лекарственных трав и др.
В процессе трудовой деятельности подростки получали навыки труда, развивали умение обращаться с простейшими орудиями труда, начинали понимать общественную ценность личного труда, свою сопричастность с результатом коллективной деятельности. У них перестраивались отношения к людям труда, к тому, что создано их руками.
В лагере труд становится условием интенсивного общения, которое происходит как в процессе непосредственной трудовой деятельности, так и при подведении ее итогов. Принципы соревновательности в процессе трудовой деятельности, постоянный ее учет и контроль, гласность результатов соревнования вызывают живой интерес у подростков, разжигают здоровое стремление к соперничеству, к борьбе за качество выполненной работы.
Анализ сделанной работы за деньпроходил на "отрядных огоньках", где подростки учатся анализировать результаты своего труда и труда товарищей, получают навыки культуры общения и умения его организовать, одновременное обсуждение результатов деятельности на заседании штаба лагеря дают возможность объективно оценить как работу сделанную коллективом, так и каждым подростком в отдельности. Это повышает значимость коллективного труда. Формирует положительное отношение у педагогически запущенных подростков к трудовой деятельности.
Делая упор на трудовое воспитание, мы не забыли о том, что человека можно "заставить трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно - говорил А. С. Макаренко, - если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата" (2; 116).
Анализ группового общения педагогически запущенных подростков показал, что оно малосодержательно, зачастую носит антиобщественную направленность. Поэтому наряду с трудовым воспитанием, в лагере "Романтик" большое внимание уделялось и нравственно-правовому воспитанию, глубоко содержательному межличностному общению.
Лагерь труда и отдыха "Романтик" располагался в месте наиболее интенсивных действий партизанского движения и комсомольско-молодежного подполья в Курской области в годы Великой Отечественной войны. Это создавало условия для непосредственной работы по военно-патриотическому воспитанию подростков. Принималось также во внимание то, что наш край в историческом плане богат примерами патриотизма русских людей, их любви к Родине, самопожертвования во имя ее свободы и независимости.
За несколько лет работы в лагере сложилась определенная система патриотического воспитания, берущая начало в поисковой работе по истории партизанского движения, которая велась в школах и в клубе "Романтик" в течение года и завершалась в лагере.
В лагере проходили встречи с ветеранами 1 Курской партизанской бригады и участниками партизанского движения, совместно с которыми разрабатывались маршруты многодневных походов "Партизанскими тропами", где подростки собирали материал о прошлом и настоящем края, проводились костры "Партизанской славы", где партизаны делились своими воспоминаниями, а подростки рассказывали о маршруте, о проделанной работе в турпоходе. Это становилось важным условием формирования патриотических чувств подростков, их отношения к прошлому родного края, к рассказам ветеранов. Находясь на месте событий, общаясь с их участниками, подростки по-новому начинали подходить к восприятию истории Родины, к историческим событиям.
Военно-спортивные игры и линейка-митинг "Имена на поверке", с ночным подъемом и марш броском, с "Реквиемом" и минутой молчания, клятвой и факельным шествием у обелиска павшим, возведенного еще в свое
время членами городского военно-патриотического клуба "Разведчик", на месте гибели жителей окрестных сел, расстрелянных за связь с партизанами. Помощь ветеранам войны и уход за братскими могилами и обелисками во время походов и многое другое, что проводилось в этом лагере оставляло неизгладимый след в душе подростков, закладывало основы патриотических чувств и понятий, развитие которых в сегодняшних условиях становится острой необходимостью.
0дним из наиболее ответственных и сложных аспектов воспитательной работы в лагере являлось собственно нравственное воспитание, которое пронизывало все виды деятельности и отношений подростков и поэтому требовало четкого контроля и руководства со стороны педагогического коллектива. Процесс нравственного воспитания усложнялся необходимостью дифференцированного подхода к его осуществлению: у одних подростков надо закреплять нравственные качества личности, у других их развивать, а у третьих исправлять и корректировать отклонения в нравственном развитии.
Нравственное воспитание своей главной задачей видит необходимость сформировать нравственный облик подростка, то есть его устремления, мироощущение и миропонимание, проявляющиеся в его отношениях к обществу, к людям, к нравственным ценностям, к исполнению своих норм и обязанностей.
Изучение истории края, знакомство с его прошлым и настоящим давали возможность заложить основы понимания значимости народного подвига, роли освободительной борьбы нашего народа в сегодняшней мирной жизни.
Общественная направленность трудовой деятельности, понимание и осознание общественной ценности того дела, которое они выполняют, формировали бережное отношение к продуктам человеческого труда, а общественно полезный труд, самообслуживание развивали чувство значимости своего личного труда в общем деле коллектива.
Совместная деятельность и общение формировали коллективистическое начало у педагогически запущенных подростков. Важно отметить, что находясь в лагере в кругу друзей из группы, педагогически запущенные подростки намного быстрее входят в коллективистические отношения, приобщаются к коллективным ценностям.
Многообразие межличностных контактов, интенсивность процесса общения в лагере помогли подросткам увидеть себя со стороны, осознать себя как личность, сравнить свое поведение с поведением других подростков. Практика показала, что чем шире выбор лиц, с которыми школьники идентифицируют себя, тем успешнее осуществляется процесс его развития, ибо расширение контактов вызывает многообразие ситуаций, требующих от личности активной деятельности, самостоятельности решений, соответствующих навыков и умений, облегчающих связь с другими людьми.
Процесс идентификации разворачивается не только на уровне сверстников и группового общения, но и со взрослыми, студентами-шефами отрядов, имеющими больший, чем у проростков, жизненный опыт (как правило, это юноши, пришедшие в вуз из рядов Советской Армии, пользующиеся авторитетом у подростков). Общение с авторитетными людьми у подростков - жизненная необходимость, оно им нужно для того, чтобы учиться самостоятельно оценивать события, сложные жизненные ситуации, принимать правильные решения, заниматься самовоспитанием.
Таким образом, лагерь труда и отдыха создавал такие условия, которые способствовали расширению структуры группового общения, облегчали связь с другими людьми, поддерживал высокий уровень интенсивности общения. Совместные дела и общее проживание проверяли прочность взаимоотношений и групповых взаимосвязей педагогически запущенных подростков, стабильность структуры группового общения.
Система трудового и нравственно-правового воспитания наполняли общение педагогически запущенных подростков положительным содержанием, а наличие сплоченного, методически подготовленного коллектива воспитателей, состоящего из учителей школы, преподавателей кафедр педагогики и психологии и студентов III-IV курсов пединститута, прошедших практику в пионерских лагерях и в школе, позволяли вести целенаправленное управление общением подростков, педагогически осознанно корректировать его структуру, влиять на его содержание.
Результаты проведенной работы показали, что лагерь труда и отдыха является наиболее действенной формой организации и коррекции группового общения педагогически запущенных подростков в летний период. Он позволяет создать условия для непрерывности педагогического воздействия школы, семьи и общественности на групповое общение подростков с отклонениями в системе “круглогодичного цикла воспитательной работы; в лагере труда и отдыха есть условия для наиболее полного включения подростков в общественно полезный труд и активную общественную деятельность здесь есть условия для интенсивного общения подростков. Правильное комплектование лагеря труда и отдыха позволяет усилить влияние позитивных взаимоотношений на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключить отрицательные виды деятельности в положительное русло. Нахождение подростков вдали от родительской опеки и семейного влияния, вдали от отрицательной микросреды позволяет ограничить или полностью исключить их неблагоприятное воздействие.
Исследуя различные организационные формы временных коллективов лагерей труда и отдыха, процесс его комплектования, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным является вариант, когда в лагере присутствует "нравственное положительное поле", создаваемое подростками с относительно высоким уровнем воспитанности, и когда в лагере находится 30-36% педагогически запущенных подростков, входящих в группы дружеского общения, объединенные в отдельные отряды, в зависимости от типа группового общения, в количестве 10-15 человек в отряде.
В целях переориентации личности педагогически запущенных подростков и коррекции их группового общения наиболее действенным является комплексный подход к воспитанию, когда трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание служат важным фактором изменения содержания группового общения педагогически запущенных подростков, формирования его положительной направленности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какую роль играют коллективы временного типа в системе коррекционно-педагогической работы?
Какие типы летних лагерей для детей и подростков имеют наилучшие условия для создания коллективов временного типа и почему?
В чем суть и основные особенности коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними в коллективе временного типа лагеря труда и отдыха?
ЛИТЕРАТУРА
Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. //Собр. соч.: в 7-ми Т., -М., 1985. Т. 5.
Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1975.
Бабанский Ю. K. Комплексный подход к воспитательной работе с подростками. Актуальные проблемы воспитания подростков. - М.: Знание, 1979.
Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. - Л., 1973.
5. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания
школьников. - М.: Просвещение, 1980.
Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует ещё раз отметить сложность и трудоёмкость коррекционно-педагогической деятельности с несовершеннолетними, слабую подготовленность к ней практических работников и всей системы общеобразовательной школы. С одной стороны это обусловлено разобщённостью исследований данной проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, а с другой стороны, сложностью природы данного социально-педагогического явления, усиленного существующими социально-экономическими отношениями.
И всё же, отмечая сложность рассматриваемого вопроса, хотелось бы надеяться на его успешное разрешение. Большинство исследователей справедливо отмечают, что внешкольное общение педагогически запущенных подростков является важным фактором в процессе социализации их личности и играет существенную роль в формировании нравственных основ поведения несовершеннолетних, в определении стиля отношений и характера их общения со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то, что оно носит ярко выраженный избирательный характер, аффективно, в основном малосодержательно, имеет общественно нейтральную или асоциальную направленность. Структура круга общения диспропорциональна и определяется динамикой взаимосвязи группового и семейного общения, опосредованного межличностными отношениями в классном и общешкольном коллективах.
Практика показывает: на характер внешкольного общения подростков с отклоняющимся поведением существенное влияние оказывают ряд особенностей как их группового, так и семейного общения.
Оно по ряду параметров (круг общения, пространство общения, его объём и др.) сходно с общением обычных школьников, но в то же время имеет и ряд отличительных черт: отличие имеет структура круга общения - в ней главное место занимает дружеская компания, играющая ведущую роль в определении интересов и потребностей подростков; время общения педагогически запущенных подростков анонимно, бесконтрольно со стороны школы, родителей и общественности, не регламентируется ими; наиболее ярко проявляется отличие в содержании общения, его направленности, в определении ценностных ориентаций группового общения, которые характеризуются низким уровнем духовных запросов, асоциальностью. Сила их проявления зависит от типа группового общения подростков (общественно нейтральный, переходный, асоциальный) и уровня педагогической запущенности.
На содержательную сторону общения подростков с отклоняющимся поведением, как свидетельствуют результаты исследования, большое влияние оказывает семья, закладывающая основы культуры общения педагогически запущенных подростков, определяя и его направленность. Семейное общение педагогически запущенных подростков, в зависимости от типа семьи (педагогически несостоятельная, педагогически пассивная, антипедагогическая), как правило, носит эпизодический ограниченный характер; односторонне, однобоко, охватывает вопросы материально-бытового характера, мало касаясь духовных запросов подростков; эмоциональные связи родителей и детей в общении неустойчивы; для взаимоотношений в семье характерен относительно высокий уровень конфликтности. Семьи педагогически запущенных подростков имеют невысокий общий нравственно-культурный уровень.
Содержание и направленность группового общения подростков с отклоняющимся поведением в основном адекватно характеру их семейного общения. Объединяясь в группы "себе подобных", педагогически запущенные подростки имеют ценностные ориентации, сходные с ценностными ориентациями их семьи. Однако степень их сходства корректируется силой влияния коллектива и его межличностных отношений на педагогически запущенных подростков, и это особо необходимо подчеркнуть при организации коррекционно-педагогической работы. Чем меньше сила влияния и выше уровень изоляции в классе, тем ярче проявляется стиль отношений и характер семейного общения в содержании и направленности группового общения педагогически запущенных подростков. И наоборот, чем больше сила положительного влияния классного коллектива на подростка и меньше уровень его изоляции в классе, тем больше вероятность того, что подросток будет стремиться к общению со сверстниками в группе, имеющей общественно активную направленность.
При проведении коррекционно-педагогической работы необходимо помнить о том, что эффективность её несомненно будет повышаться, если будет а) постоянно повышаться положительная направленность и воспитательная активность группового общения подростков в системе "круглогодичного цикла" воспитательной работы; б) постоянно происходить коррекция семейного общения подростков и усиление её педагогического потенциала; в) осуществляться тесное взаимодействие школы, семьи и общественности в организации и руководстве внешкольным общением подростков, в процессе которого реализуются ведущие педагогические функции школы.
Взаимодействие школы, семьи и общественности даёт наибольший положительный эффект в организации и руководстве внешкольным общением педагогически запущенных подростков, когда школа выполняет роль педагогического центра микрорайона, оказывая постоянную разнообразную педагогическую помощь родителям и общественности по проблемам коррекции внешкольного общения педагогически запущенных подростков, а родители и общественность становятся полноправными участниками и организаторами целостного педагогического процесса в микрорайоне школы.
Приложение 1
Д Н Е В Н И К
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ
ЗАПУЩЕННЫМ ПОДРОСТКОМ
______________________________________
школа №_______________________________
Классный руководитель_______________
Общественный воспитатель____________
поставлен на учёт "__" _____________199_г.
снят с учёта "__" _____________199_г.
Курск-1997
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДРОСТКЕ
1. фамилия, имя, отчество____________________________________________________________________
2. Число, месяц, год рождения_________________________________________________________________
3. Класс____________________________________________________________________________________
4. Состояние здоровья и физическое развитие____________________________________________________
5. К каким видам деятельности у него более предпочтительное отношение:
учебной, трудовой, общественно-полезной, конструктивно-технической, спортивной, художественно-эстетической, игровой и др.? ____________________________________________________________________________________
К каким учебным предметам проявляет наибольший интерес? ____________________________________
_______________К каким наименьший? _______________________________________________________
Успеваемость: ____________________________________________________________________________
8. Чем увлекается? ___________________________________________________________________________
9. Какие черты характера преобладают? /см. 1. 5/__________________________________________________
10. Какого положение в классе? /см. 1. 2/__________________________________________________________
11. С кем общается? /наиболее близкие друзья/____________________________________________________
12. За что поставлен на учёт в ИДН? ____________________________________________________________
13. Домашний адрес__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
/даются на момент заполнения дневника, исходя из соответствующих пунктов "Примерной программы коррекционно-педагогической работы с подростком девиантного поведения"/-Приложение 2.
II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА
___________________________________________________________________________________________
Постоянные Временные
___________________________________________________________________________________________
III. ЗАНЯТОСТЬ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ
___________________________________________________________________________________________
Кружки Секции
/какие и как посещает/ /какие и как посещает/
___________________________________________________________________________________________
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА /первая/
/составляется после постановки его на учёт в ИНД, исходя из I и II разделов "Примерной программы коррекционно-педагогической работы с подростком девиантного поведения"/
V. ГДЕ ПОДРОСТОК БУДЕТ НА КАНИКУЛАХ
/указать местонахождение и вид деятельности/
___________________________________________________________________________________________
осенних зимних весенних
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ЛЕТНИХ
___________________________________________________________________________________________
и ю н ь и ю л ь а в г у с т
___________________________________________________________________________________________
VI. ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ
Отец /Ф. И. О., место работы, должность, служебный телефон/_________________________________________
адрес, если не живёт с этой семьёй___________________________________________________________
Мать /Ф. И. О., место работы, должность, служебный телефон/_________________________________________
VII. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА
/см. "Примерная программа... " пункты 1. 3, 2. 2/
VIII. ФАКТЫ НАРУШЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
/после постановки на учёт в ИДН/
Характеристика проступков и их мотивационная характеристика: ____________________________________
X. ДНЕВНИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ
/беседы, наблюдения, встречи с родителями, посещения на дому и т. д. /
___________________________________________________________________________________________
Что сделано /дата, время/ Результаты работы и предложения
___________________________________________________________________________________________
X. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА /вторая/
/составляется в конце года/
XI. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Классный руководитель
Общественный воспитатель
"_____"_______________199_г.
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
II. Изучение личности подростка с отклонениями в поведении
1. 1. Общие данные о школьнике /возраст, физическое развитие, состояние здоровья, его успеваемость, отношение к учёбе, труду, спорту, своим обязанностям, интересы, склонности, увлечения ученика/.
1. 2. Положение подростка в классном коллективе /его место в классе, статус, авторитет, имеет ли общественные поручения и как их выполняет, пользуется ли симпатией и поддержкой в коллективе, дорожит ли его мнением, имеет ли друзей в классе, доволен ли положением в коллективе, какое положение хотел бы занимать/.
1. 3. Семейные условия /состав семьи, социальное положение каждого члена семьи, характер взаимоотношений между её членами, отношение ребёнка к родителям и своим обязанностям по дому, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на него - положительное или отрицательное, культурный уровень семьи/.
1. 4. Положение в системе внешкольного общения /объём группы сверстников, продолжительность её существования, возрастной и социальный состав членов групп, место и время общения, содержание, направленность деятельности и группового общения, какое место в группе занимает подросток - лидер, его помощник, рядовой член группы, удовлетворён ли общением в группе/.
1. 5. Преобладание положительных или отрицательных черт характера /инициативность, общительность, отзывчивость, правдивость, настойчивость, самокритичность, принципиальность, скромность, требовательность к себе и другим; или неисполнительность, лживость, эгоистичность, нетребовательность к себе, нескромность, тщеславие, негативизм, трусость, отсутствие самолюбия, гордости, излишняя застенчивость, имеет вредные привычки /курит, употребляет спиртное, сквернословит//.
1. 6. Степень педагогической запущенности /отклонения в поведении, негативное отношение к учёбе, труду, своим обязанностям, конфликтные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми проявляются - эпизодически, систематически, постоянно; подросток состоит на внутришкольном учёте или в инспекции по делам несовершеннолетних/.
II. Выявление причин педагогической запущенности и трудновоспитуемости подростка
2. 1. Последствия перенесённой болезни, вызвавшей физическое или психическое расстройство /нервозность, быстрая возбудимость, утомляемость, вспыльчивость, болезненная замкнутость, необщительность и др. /.
2. 2. Издержки семейного воспитания /неправильный выбор методов воспитания, противоречивость и непоследовательность требований, предъявляемых родителями, нарушение меры в воспитании - потакание прихотям и капризам, излишняя суровость и жестокость по отношению к детям; безразличное и безответственное отношение к родительским обязанностям; аморальное или противоправное поведение родителей, частые ссоры и конфликты в семье/.
2. 3. Недостатки и ошибки в организации учебно-воспитательного процесса /систематическая неуспеваемость, изолированное положение в классном коллективе, низкий уровень общественной активности; педагогические ошибки - субъективизм учителя, предвзятое отношение к подростку, бестактность, грубость, чрезмерный либерализм и т. д. /.
2. 4. Отрицательное влияние микросреды /связь с группой с негативной или асоциальной направленностью в деятельности и общении, бесконтрольность группового общения, отрицательное влияние взрослых/.
III. Пути предупреждения и коррекции педагогической
запущенности учащихся
3. 1. Ликвидация причин, вызвавших педагогическую запущенность ученика.
3. 2. Развитие положительных черт личности подростка, его интересов, склонностей, переключение его сил и способностей в интересную общественно полезную деятельность.
3. 3. Изменение статуса подростка в классном коллективе, включение его в активную общественную деятельность, устранение пробелов в учебной деятельности. Ликвидация педагогических ошибок, изменение отношения учителей к ученику, доброжелательность и сдержанность в процессе перевоспитания.
3. 4. Коррекция семейного воспитания. Активизация воспитательной позиции родителей, повышение воспитательных возможностей семьи, включение родителей в систему педагогического всеобуча, в совместную с детьми активную общественную деятельность.
3. 5. Усиление воспитательной функции группового общения. Вовлечение подростков в соответствующую их интересам деятельность в разнообразных коллективах клубного типа, разнообразных отрядов, кружков, секций. Если группа имеет асоциальную направленность, возможно разобщение, расформирование группы, изоляция лидера группы /административным путём/.
3. 6. Индивидуальный подход к подростку. Использование педагогических методов и приёмов, способствующих развитию его самосознания, формированию положительной "я-концепции" /доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, организация успеха в учении; пробуждение гуманных чувств, поощрение, нравственные упражнения и др. /.
Приложение 3
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Фамилия, имя, отчество____________________________________________________________________
Класс_________________Школа_____________________________________________________________
Здоровье:
5 - хорошее
4 - удовлетворительное
3 - слабое
2 - хронические заболевания
1 - патология
Учёба:
5 - удовлетворительная
4 - слабая
3 - неудовлетворительная
2 - оставил школу, ПТУ, работает
1 - не работает, не учится
Поведение в школе:
5 - примерное
4 - хорошее
3 - удовлетворительное
2 - неудовлетворительное
1 - состоит на учёте в ИДН
Отношение к учёбе:
5 - охотное
4 - избирательное
3 - равнодушное
2 - неохотное
1 - крайне неохотное
Показатели семейного воспитания подростка
Состав семьи:
5 - мать, отец, бабушка, дедушка
4 - мать и отец
3 - мать и отчим, мачеха и отец
2 - одна мать, один отец
1 - нет родителей - бабушка, дедушка, другие родственники
Количество детей в семье______________________________________________________________________
Образование родителей:
5 - высшее
4 - незаконченное высшее
3 - среднее специальное
2 - среднее общее
1 - неполное среднее
Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
5 - семья ведёт здоровый образ жизни
4 - склонность одного из родителей к алкоголю, иногда - скандалы
3 - семейные скандалы, эпизодические запои
2 - частые запои, аморальное поведение родителей
1 - алкоголизм родителей, необходимость изъятия детей из семьи
Материальные и духовные интересы семьи:
5 - разумное сочетание материальных и духовных потребностей
4 - духовные потребности недооцениваются
3 - духовная индефферентность
2 - преобладают стяжательские настроения
1 - допускаются любые средства достижения материального изобилия
Характер эмоциональных отношений в семье:
5 - атмосфера взаимопонимания и поддержки
4 - отношения ровные, но без острой близости
3 - эпизодические конфликты, отчуждение
2 - эмоционально-холодные отношения
1 - напряжённо-конфликтные отношения
Показатели воздействия школы на подростка
Оценка стиля классного руководства:
5 - сотрудничающий - доверительность и взаимопонимание в отношениях с учащимися
4 - чаще сотрудничающий, чем авторитарный - стремление развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление
3 - попустительский - проблемы дисциплины, учитель не владеет обстановкой
2 - чаще авторитарный, чем сотрудничающий - недооценка самостоятельности и самоуправления учащихся, напряжённость в отношениях
1 - авторитарный - органы самоуправления подавляются учителем, жёсткость
Отношение к педагогическим воздействиям:
5 - чутко реагирует на замечание учителей, болезненно переживает осуждение
4 - к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает
3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителем
2 - неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства
1 - резкая, грубая форма неприятия любых замечаний, порицаний
Степень сознательности по отношению к учёбе:
5 - отношение увлечённое, сознательное, добросовестное
4 - добросовестное отношение, но интерес проявляется не ко всем предметам
3 - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок
2 - к урокам готовится нерегулярно, под контролем
1 - отношение негативное, к урокам не готовится, занятия пропускает
Общественная активность:
5 - организатор
4 - активный участник
3 - пассивный участник
2 - не участвует в общественной жизни
1 - дезорганизует коллективные мероприятия
Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами:
5 - развитое чувство справедливости, товарищества
4 - дорожит общественным мнением, с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения
3 - конформное поведение, но не живёт интересами коллектива
2 - к общественному осуждению относится равнодушно
1 - негативное отношение к мнению класса
Степень включённости в общение с одноклассниками:
5 - чересчур общителен, в классе к нему относятся несерьёзно
4 - общителен, есть друзья среди одноклассников
3 - не общителен, но конформен
2 - замкнут, общение с одноклассниками затруднено
1 - очень замкнут, в классе его не принимают
Показатели воздействия неформальной среды
Внешкольное общение со сверстниками:
5 - на основе общих полезных интересов
4 - совместный досуг и общение
3 - пустое время провождение
2 - асоциальные группы, мелкое хулиганство
1 - криминогенные группы /учёт в ИДН/, кражи, бродяжничество
Полезные интересы и навыки:
5 - глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по их закреплению
4 - интересы глубокие, равносторонние, но не закреплённые в полезных навыках и умениях
3 - интересы формируются под влиянием других, компаний
2 - интересы поверхностные, развлекательного характера
1 - индифферентность интересов, пустое время провождение
Какие именно________________________________________________________________________________
Где занимается______________________________________________________________________________
Показатели социального развития
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:
5 - профессиональные планы выражены чётко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней
4 - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии
3 - планы неопределённые
2 - планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности
1 - профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативного отношения к труду
Волевые качества. Восприимчивость к чужому влиянию:
5 - сильные волевые начала, способность направлять коллектив на общественно полезное начало
4 - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию
3 - стремление уходить от решений
2 - слабая волевая регуляция, подчинённая чужому негативному влиянию
1 - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях
Способность к пониманию, сопереживанию:
5 - высоко развитая эмпатия, стремление помочь окружающим
4 - сопереживание по отношению к близким
3 - равнодушие, невнимательность
2 - способность к жёстким поступкам под влиянием других
1 - проявление жестокости к окружающим, животным
Самооценка:
5 - адекватная самооценка
4 - самооценка несколько занижена, неуверенность в себе
3 - явная недооценка своих сил, слишком критическое восприятие себя
2 - самооценка завышена, но под влиянием окружающих способен к самокритичности
1 - самодовольство, отсутствие всякого желания анализировать собственные поступки
Внешняя культура поведения:
5 - развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться
4 - аккуратность, подтянутость
3 - безразличие к внешности
2 - безвкусица внешнего вида, вульгарность манер
1 - неряшливость, запущенность, отсутствие навыков общественного поведения
Отношение к алкоголю и наркотикам:
5 - активная позиция неприятия
4 - осознанный отказ от употребления
3 - нейтральное, терпимое отношение
2 - эпизодическое употребление
1 - злоупотребление алкоголем и наркотиками
Отношение к курению:
5 - активное неприятие к курению /выбор друзей/
4 - осознанный отказ
3 - воздержание, благодаря запретам
2 - эпизодическое курение
1 - закрепляющая привычка к курению
(Беличева С. А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1995. -№1.)
Приложение 4
ШКАЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
ШКОЛЬНИКА
1. Отношение к учебной деятельности
1. К учёбе относится отрицательно, учебных заданий не выполняет.
2. К учёбе относится равнодушно, учебные задания выполняет только при наличии постоянного контроля.
3. Учится неохотно, учебные задания выполняет, но без особого рвения и энтузиазма.
4. Учится охотно, с желанием. Учебные задания выполняет регулярно.
5. Учится увлечённо, с интересом. Учебные задания выполняет творчески.
2. Отношение к трудовой деятельности
1. Избегает участия в общественно полезном производительном труде.
2. В трудовой деятельности участвует, но при отсутствии контроля задание не выполняет.
3. Участвует в трудовой деятельности, но задание выполняет неохотно, без особого желания.
4. Одинаково хорошо выполняет любую работу, понимая и осознавая её цель и значимость.
5. Всегда работает увлечённо, творчески, с большим желанием.
3. Отношение к общественной работе и поручениям
1. В общественной работе не участвует, избегает её.
2. Общественные поручения выполняет эпизодически, от случая к случаю.
3. В общественных делах участвует, но только как исполнитель.
4. В общественных делах участвует регулярно, иногда проявляя инициативу.
5. Инициатор и организатор общественных дел в школе и классе.
4. Отношение к коллективу сверстников
1. Коллективом не дорожит, не считается с его мнением и интересами, позорит его честь.
2. К коллективу относится безразлично, равнодушен к проблемам, делам и заботам коллектива.
3. Прислушивается к мнению коллектива, но свои интересы подчинить требованиям коллектива не желает.
4. Дорожит мнением коллектива, поддерживает его, но защитить, отстоять его интерес не умеет.
5. Дорожит мнением и интересами коллектива, готов отстаивать в любой ситуации его честь и достоинство.
5. Отношение к самому себе
1. Отсутствие соответствия в словах и поступках, низкий уровень самокритики.
2. Наличие эпизодических попыток разобраться в своих поступках, но в этом ищет выгоду. Равнодушен к критике.
3. Появляются попытки к единству слова и дела лишь после критики.
4. Готов нести ответственность за свои дела и поступки, правильно реагирует на критику товарищей, но не сразу её признаёт.
5. Полное единство слова и дела, принципиален, высокий уровень самокритики.
6. Отношение к моральным нормам
1. Полное единство аморальных знаний, представлений и характера поведения.
2. Моральные нормы не знает, требования правил поведения не выполняет.
3. Имеет недостаточные знания и представления о нравственных нормах, правила поведения выполняет эпизодически.
4. Имеет хороший уровень нравственных норм, знаний и представлений, правила поведения выполняет регулярно.
5. Воспитано единство нравственных знаний, убеждений и высокого уровня культуры поведения.
Уровни воспитанности школьников
30 - 26 баллов - очень высокий
25 - 21 балл - высокий
20 - 16 баллов - низкий
15 - 10 баллов - очень низкий
Определение уровня воспитанности
Ф. И. ученика | Отношения 1 блок | Отношения 2 блок | Отношения 3 блок | Отношения 4 блок | Отношения 5 блок | Отношения 6 блок | Общее кол. баллов |
1. Андреев И. | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 19 |
2. Борисов А. |
|
|
|
|
|
|
|
3.......... |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКОМ
Перечень
направлений и видов деятельности, направленных на
исправление поведения несовершеннолетних
1. Выявление и развитие у подростка положительных качеств личности, способностей и умений, одобряемых коллективом сверстников.
2. Привлечение внимания подростка к делам и заботам коллектива.
3. Оказание опосредованно подростку помощи в установлении положительных дружеских связей и отношений со сверстниками в коллективе.
4. Подбор и постоянное усложнение учебных заданий и отношений со сверстниками, дача общественных поручений учащемуся, регулярная оценка достигаемых результатов деятельности.
5. Регулярное и систематическое использование в работе с подростком приёмов поощрения.
6. Постепенное приучение учащегося к правильному восприятию критических замечаний в свой адрес.
7. Направление подростка на психоневрологическое обследование. При необходимости, лечение отклонений психики.
8. Проведение в коллективе разъяснительной работы о безнравственности насмешек и издевательств над физическими недостатками сверстников.
9. Вовлечение учащегося в общественно полезную деятельность коллектива. Оценка её результативности.
10. Принятие адекватных (равноценных) мер воспитательного воздействия при совершении учащимся проступков в поведении.
11. Строгий контроль за соблюдением подростком режима дня, единых педагогических норм и требований выполнения общественных поручений.
12. Поручения учащемуся общественно необходимых дел, поручений, не всегда вызывающих у него интерес и удовлетворение.
13. Реализация задач процесс эстетического воспитания, обращая особое внимание на эстетическую сторону оценки поведения.
14. Обучение правильной самооценке личности и своих поступков, оказание помощи в самовоспитании.
15. Подбор учащемуся заданий и общественных поручений, требующих выдержки, самообладания, учёта мнения товарищей, контроль за их выполнением.
16. Постепенное приобщение учащегося к деятельности, требующей проявления организаторских способностей.
17. Оказание подростку помощи в самовоспитании волевых черт характера (настойчивости, упорства, доведения дела до конца).
18. Организация самоотчёта учащегося перед коллективом о содержании своей деятельности (выполнении поручений) и о поведении.
19. Проведение работы по нравственно-половому воспитанию подростка.
20. Привлечение подростка к мероприятиям нравственно-правового воспитания и просвещения.
21. Вовлечение учащегося в коллективную деятельность, требующую гуманного отношения к окружающим (сострадания, сопереживания).
22. Привлечение подростка к занятиям в кружках и секциях познавательного характера.
23. Постоянное оказание помощи в учебной деятельности.
24. Обучение приёмам самостоятельной умственной работы.
25. Проведение систематической работы по развитию памяти учащегося.
26. Выявление трудностей, испытываемых учащимся при выполнении практических заданий, оказание систематической помощи в их преодолении.
27. Привлечение учащегося к участию в кружках технического творчества.
28. Вовлечение подростка в различные виды производительного труда.
29. Организация индивидуального шефства над подростком со стороны производственного коллектива.
30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания.
Систематическое физическое воспитание. Вовлечение подростков в спортивные секции.
Недостатки в качествах личности
и ведущие направления деятельности,
способствующие их коррекции
Варианты их преодоления
Отрицательные качества Порядковый номер
личности направлений и видов
деятельности
I. Недостатки нравственного развития и отношения к учебной и трудовой деятельности.
| 4, 9, 11, 12, 30 |
| 1, 2, 9, 16, 18. |
| 2, 3, 15, 30. |
| 2, 3, 7, 9, 16, 18, 30. |
| 1, 4, 11, 12, 17, 28, 30. |
| 1, 4-6, 9-12, 15, 18, 30. |
| 1, 2, 6, 9, 18, 30. |
| 7, 8, 14, 21, 30. |
| 1, 9, 12, 14-17, 30. |
| 2, 6, 9, 11, 14, 15, 18, 21, 30. |
| 6, 8, 10, 14, 18, 20, 21. |
| 3, 10, 14, 15, 21, 29, 30. |
| 2, 3, 9, 14, 18, 21, 30. |
| 7, 8, 15, 20, 29, 30. |
| 1, 3, 7, 8, 10, 15, 30. |
| 7, 15, 21, 30. |
| 4, 11, 13, 17, 30. |
| 1, 3, 5-8, 14, 30. |
| 1, 4, 5, 22-24, 26. |
Недостатки воли.
Безволен, робок, труслив, нерешителен | 1, 4, 5, 9, 11, 15, 30. |
Не любит выполнять трудную работу | 1, 2, 4, 5, 10-12, 15, 17, 18. |
Уклоняется от ответственности, беспечен | 4-6, 10-12, 15, 17, 18, 30. |
Упрям | 6, 10, 12, 14, 15, 17, 30. |
Недостатки эмоционального развития.
Тревожен, боязлив, часто бывает подавлен | 1, 5, 7, 17, 30. |
Часто испытывает чувство страха, тоски | 1-3, 7, 14, 30. |
Капризен, плаксив | 3, 6-8, 11, 12, 17, 30. |
Рассеян | 7, 11, 17, 25, 30. |
Мнителен, подозрителен | 3, 6-8, 14, 15, 30. |
Склонен к бродяжничеству | 2, 3, 7, 17, 22, 23, 30. |
Содержание.
| Стр. |
Введение | - 2 |
- Введение.
- Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально – педагогическая проблема.
- 1. 1 Вопросы отклоняющегося поведения молодежи в зарубежной и отечественной литературе.
- 2 Научно - теоретические подходы к характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Глава 2. Причины и условия отклоняющегося поведения несовершеннолетних подростков.
- 2. 1. Подростковый возраст – время перемен и исканий
- 2. 2 Психобиологические предпосылки отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- 2. 3. Неблагополучная семья как важный фактор формирования отклоняющегося поведения подростков
- 4 Групповое общение подростков и его роль в формировании поведения несовершеннолетних
- Глава 3. Основы образовательно-коррекционной работы с несовершеннолетними.
- 3. 1. Сущность образовательно-коррекционной работы с подростками
- 2 Коррекция учебно-познавательной деятельности и поведения подростков
- 3. 3. Переориентация группового общения педагогически запущенных подростков
- 3. 5. Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа
- Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
- Глава 2. Причины и условия отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Глава 3. Сущность образовательно-коррекционной работы с несовершеннолетними.