logo search
олиго воспитание лекции 2

Лекция XXII.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Эстетическое воспитание — необходимый элемент всестороннего развития личности. Эстетическое воспитание рассматривает отношение искусства к действительности, проявление искусства в общественной жизни, рассматривает познавательную роль искусства, единство формы и содержания. Эстетика — наука, объективно и правильно отражающая законы развития прекрасного.

Искусство и наука — формы общественного сознания. Наука отражает действительность в понятиях, искусство— в художественных образах. Наука и искусство формируют у человека представление о мире.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование чувств, воли, нравственных идеалов людей. Подлинное произведение искусства сохраняет свое значение на протяжении многих веков. В зависимости от содержания искусство может играть в обществе прогрессивную роль.

Лучшие произведения литературы, живописи, кино, театра, с которыми знакомятся наши учащиеся, раскрывают типическое в нашей жизни, показывают образцы мужества советских людей, их высокие нравственные идеалы и нравственную красоту, вызывают у детей страстное, заинтересованное отношение к действительности и тем самым помогают формированию их коммунистического мировоззрения.

Воздействие на детей средствами искусства составляет необходимую часть эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание тесно связано со всей системой воспитания и прежде всего с нравственным воспитанием.

Осуществляя эстетическое воспитание, школа раскрывает перед учащимися мир прекрасного, формирует нравственные чувства и суждения ребенка.

Изучение культуры прошлого и настоящего расширяет кругозор ребенка, способствует решению задач умственного образования.

В современном обществе эстетика все больше и больше проникает в быт и трудовую деятельность людей. Сам процесс трудовой деятельности, четкость рабочих движений, ловкость и легкость, с которой работают большие мастера своего дела, вызывают всегда чувство наслаждения, желание работать так же хорошо. Результаты труда — предметы, изготовленные рукой человека, также должны радовать глаз. Все должно изготовляться с учетом законов красоты.

Таким образом, эстетическое воспитание, проникая во все стороны жизни и деятельности человека, является необходимым компонентом всестороннего развития человека.

Цель эстетического воспитания в советской школе — воспитать у ребенка чувство прекрасного, развить у него эстетический вкус и потребности.

Формирование эстетических чувств, вкуса и потребностей — длительный и сложный процесс, который осуществляется все время, пока ребенок обучается в школе. Начинается же этот процесс в семье, задолго до поступления ребенка в школу.

Первые его этапы — развитие органов чувств и формирование художественного восприятия ребенка.

Созерцание (восприятие) прекрасного предполагает в первую очередь восприятие его первичных элементов — красок, звуков, линий, форм и т. д., а это возможно только при наличии у человека определенной сенсорной культуры, высокоразвитых органов чувств. Органы чувств, анализаторы — это те окна, через которые мир прекрасного входит в сознание ребенка.

Однако воспринять прекрасное — это не значит только видеть, слышать, едва ли не главным является здесь умение выделять, осмысливать окружающую красоту. Поэтому художественное восприятие — это активная деятельность. Постепенно, путем анализа и сопоставления, ребенок начинает воспринимать и понимать прекрасное. В процессе эстетического восприятия происходит осмысление норм и критериев прекрасного, формируется представление о прекрасном, его понимание.

Сравнение и анализ произведений искусства, убранства помещений, одежды людей, их поведения приводят к выработке у школьников эстетических оценок, в которых проявляется характер и степень познания художественных качеств предмета. Поэтому эстетическая оценка зависит от условий жизни ребенка, от культурного уровня его развития, способов мышления. Наличие у ребенка эстетических оценок и суждений является основой для формирования художественного вкуса, для понимания объективных критериев красоты. Художественный вкус развивается лишь в соприкосновении с прекрасным. Эстетическое суждение и эстетическая оценка возникают у ребенка тогда, когда он наблюдает жизнь природы, накапливает опыт в труде, в общении с людьми, т. е. во всех тех случаях, когда он в той или иной мере познает разнообразные эстетические качества предмета. Поэтому необходимо вместе с детьми слушать музыку, смотреть спектакли, ходить в музеи, на выставки, изучать памятники зодчества. Сформированный художественный вкус определяет эстетические потребности ребенка, которые часто находят свое выражение в художественной деятельности, имеющей для развития ребенка поистине безграничные возможности.

В художественной деятельности развиваются творческие способности учащихся, проявляется действенный характер эстетического воспитания. Ребенок может и должен быть причастен к созданию прекрасного в области литературы, музыки, живописи и театрального искусства.

Обобщая все сказанное, можно выделить основные задачи эстетического воспитания в школе:

1) развитие органов чувств ребенка и формирование эстетических восприятий;

2) развитие у школьников эстетических суждений и вкуса, развитие умения понимать прекрасное во всех его проявлениях;

3) развитие творческих способностей и эстетической активности ребенка.