Поколения государственных образовательных стандартов ]
Стандарты общего образования:
стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами)[5];
стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитиеуниверсальных учебных действий[6].
Стандарты высшего профессионального образования:
стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами)[4], ориентированные на получениестудентами знаний, умений и навыков;
стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года)[7], согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования[8].
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом[9], а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования[10].
- 1.Вопрос Основные методологические подходы и принципы рассмотрения проблем истории образования и педагогической мысли.
- 2.Основные тенденции развития образования в мире.
- 3. Великие цивилизации и их вклад в развитие теории образования (Древний Восток, Античность, Христианская цивилизация, Эпоха просвещенения, и т.Д).
- 4. Дидактика в структуре педагогики. Объект, предмет, функции дидактики и ее понятийный состав.
- 7. Сущность педагогического процесса, его движущие силы и компоненты. Логика и основные этапы педагогического процесса.
- 8. Законы, закономерности и принципы педагогического процесса.
- 9. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология.
- 10. Компетентностный подход в современной дидактике.
- 11. Теории формирования содержания образования. Сущность, компоненты структуры содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования.
- 12 Вопрос Характеристика фгос общего образования, основной образовательной программы
- Цели фгос
- Структура фгос
- Реализация фгос в образовательном процессе
- Поколения государственных образовательных стандартов ]
- Разработка фгос
- История разработки образовательных стандартов в России
- Критика образовательных стандартов
- Образовательные стандарты в других странах
- Федеральный базисный учебный план по этапам обучения
- Компоненты базисного учебного плана
- 14 Вопрос Характеристики учебных программ и способы их конструирования. Современные требования к учебникам и учебным пособиям.
- 16 Вопрос Урок – основная форма организации обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку. Типы уроков и их структура.
- 1. Урок как целостная система.
- 2. Типология и структура урока.
- 1. Комбинированные, или смешанные, уроки.
- 1) Уроки изучения нового материала;
- 2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного);
- 3) Уроки обобщения и систематизации;
- 4) Комбинированные уроки;
- 3. Требования к современному уроку.
- 17 Вопрос Формы организации обучения, подходы к их классификации. Нелинейные формы организации образовательного процесса в современном оу Формы организации обучения
- Теоретическая классификация базисных форм организации обучения
- Конкретные формы организации обучения
- 18 Вопрос Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 19Вопрос Классификация и характеристика современных средств обучения
- 2. Техническое оснащение в современной школе
- 20Вопрос Понятие о методах и приемах обучения. Классификация и характеристика методов обучения (на выбор).