logo search
экзамен по социальному воспитанию

Школа как основной институт социального становления и развития человека

Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, как единого составляющего в процессе социализации.

Детство - то один из самых ответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения

Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.

Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку