logo search
Глава 3

4.5. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения.

Коррекционно-педагогическую работу по ознакомлению с окружающим миром в группе для детей с нарушениями зрения проводит педагог-дефектолог (тифлопедагог), так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности данной категории детей, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.

Содержание образовательного процесса в группе для детей с нарушениями зрения определяется специальной (коррекционной) программой с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, структуры нарушения, уровня нарушения зрения и психофизического развития и т.п.).

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Ознакомление с окружающим миром способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Дети должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в первую очередь становиться близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления протекает по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последова­тельному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там, где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс об­следования сохранные анализаторы. Дополнительная информация по­лучается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию.

На 1-м и 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окру­жающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр диафильмов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми.

Значительная часть программного материала по развитию зри­тельного восприятия ведется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого слабовидящего ребенка. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала.

На начальных этапах формирования способов зрительного обсле­дования у детей с нарушением зрения тифлопедагог, кромке фронтально-групповых занятий, проводит индивидуальные замятия с детьми, где учит их не только способам обследования предметов, но и ведет работу по социальной адаптации детей.

Важное место в программе отводится развитию зрительно-пространственной адаптации детей с нарушением зрения в окружающей обстановке. Дети с нарушением зрения испытывают определенные сложности при ориентировке в пространстве, поэтому им необходим определенный уровень пространственных представлений, навыков и умений, при наличии которых они смогут свободно передвигаться в пространстве и общаться с окружающим миром.

В программе в зависимости от возраста и уровня психического раз­вития детей определены требования к формированию пространственных представлений на уровне зрительного и других видов восприятия. При этом важно сочетать ориентировку на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную и другие виды ориентировок. При формировании пространственной ориентировки важно научить слабовидящих детей опираться на сенсорные эталоны пространственных признаков: формы, цвета, величины и места положения предметов. Важная роль отводится речи как регулятору практических действий детей.

В помещениях детского сада, особенно в групповых комнатах, следует соблюдать заведенный порядок хранения игрушек, посуды и других предметов быта, с тем чтобы, дети с нарушением зрения ориентировались по памяти, что облегчает им процесс пространственной ориентировки.

Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-восстановительным процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков по ознакомлению с окружающим миром и природоведения с уроками чтения, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. Реализации этих возможностей поможет учителю добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала.

Педагогическим коллективам предоставляется право интегрировать данный курс с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке или ориентировке в пространстве, что фиксируется в учебном плане, в распределении учебного времени и отражается в оригинальной программе по интегрированному курсу.