Ультразвук. Использование в медицине. Механизм повреждающего действия. Профилактические меры при работе с установками.
Ультразвук – механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости – 20кГц. Измеряется в дБ, особенности:
- возможность получать направленный сфокусированный пучок большой энергии вследствие малой длины волны.
- способность УЗ волны давать четкую акустическую тень, т.к размеры экранов всегда будут соизмеримы или больше длины волн
- способность отражаться, преломляться или поглощаться при переходе УЗ волны через границу раздела двух сред с переходом в тепловую энергию
- отсутствие у высокочастотного УЗ способности распространяться в воздушной среде, т.к звуковая волна, распространяясь в среде, теряет энергию пропорциональную квадрату частоты колебаний.
В медицине высокочастотный для диагностики и лечения заболеваний, низкочастотный для стерилизации. Классификация:
По способу распространения:
- контактный (соприкосн рук или частей тела с источником)
- воздушный
По типу источника:
- ручные
- стационарные
По спектру:
- низкочастотные (16-63кГц)
- среднечастотный (125-250кГц)
- высокочастотный (1,0-31,5МГц)
По режиму генерирования:
- постоянный
- импульсивный
По способу излучения:
- магнитострикционный
- пьезоэлектричкский
Патогенез обусловлен механическими колебаниями, приводящими к микротравмам тканей. Наблюдались забол периферических нервов рабочей руки у лиц, производящих лечебные процедуры. Воздействие на слуховой и зрительный анализаторы, на вестибулярную функцию.
Профилактика:
- гигиенич. нормирование допустимых уровней УЗ
- тех мероприятия, направленные на создание дистанционного и автоматического оборудования
- использование защитных кожухов и экранов
- прим средств индивид защиты рук, спецодежда
- рациональный режим труда и отдыха
- прведение физпроцедур, витаминизация
- медосмотры
- Состояние здоровья детей и подростков: критерии, группы здоровья.
- Понятие о физическом развитии детей и подростков. Методы изучения физического развития детей.
- Методы оценки физического развития детей и подростков.
- 6. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
- 7. Адаптация детей к начальному обучению в школе. Определение готовности детей к школе.
- 11. Школьная мебель и ее значение для здоровья учеников. Размеры столов и парт, их размещение в классах и учебных кабинетах.
- 12. Основные принципы рационального питания детей. Медицинский контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
- 13. Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний.
- 14. Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков.
- 15. Цели, задачи и организация профессиональной ориентации школьников. Цели, задачи и организация врачебно-профессиональной консультации подростков.
- 16. Медицинские осмотры работающих: виды, цели, задачи, организация.
- 17. Понятие о производственных вредностях. Основные профессиональные вредности физической природы и принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- 18. Производственный микроклимат, его классификация, специфическая и неспецифическая патология. Профилактические мероприятия.
- 19. Шум как профессиональная вредность. Патология, вызываемая производственным шумом. Принципы ее профилактики.
- 20. Вибрация как профессиональная вредность. Виды. Патология, вызываемая вибрацией и принципы профилактики.
- Ультразвук. Использование в медицине. Механизм повреждающего действия. Профилактические меры при работе с установками.
- Инфразвук. Источники. Биологическое действие. Профилактика.
- Производственная пыль как проф вредность. Значение дисперсного, хим состава и растворимсти дисперсной фазы производственных аэрозолей.
- Пылевые проф заболевания. Силикоз. Этиология, патогенез, клиника, профилактика.
- Промышленные яды как проф вредность. Принципы профилактики отравлений в промышленности и сельхозе
- Пути поступления, метаболизм в организме промышленных ядов. Виды их кумуляции. Выведение из организма
- Растворители как профессиональная вредность. Принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- Окись углерода как проф вредность. Принципы профилактики их неблагоприятного воздействия на организм.
- 32. Виды трудовой деятельности по лекции:
- 34. Утомление, переутомление, теории, профилактика
- Рекомендуемая минимальная площадь помещений палатных отделений
- 49. Профилактика переохлаждения:
- 57. Санитарно-эпидемиологический надзор в вооруженных силах рф. Задачи организации сан.-эпид. Надзора в чс (стр.63 в методичке).
- 58. Гигиена полевого размещения войск. Типы полевых жилищ, их гигиеническая оценка.
- 74. Понятие о различных типах фортификационных сооружений и их значение в условиях чс. Обитаемость объектов военной техники как физиологическая проблема.