logo search
Социализация агрессивных детей в ДОУ

3.1 Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи

Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:

  1. Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана ( ноябрь 2006г).

  2. Прикладной – сбор первичной социологической информации, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно-методическими источниками ( декабрь 2006г).

  3. Аналитический – подтверждение или опровержение гипотез, интерпретации и анализа собранной в ходе социологического исследования информации (январь – февраль 2007г).

  4. Завершающий, т.е. формирование выводов и рекомендаций, создание проекта или модели (март 2007г).

Подготовка исследования начиналась с разработки его программы, в которой излагалась общая концепция, формулировались цели, задачи, гипотеза, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: методологического (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее математической обработки, анализ информации) (см. приложение К).

Исследование проводилось в реальных условиях воспитательно-образовательного процесса в детских садах: в ходе пребывания ребёнка в течение дня в детском саду, в каждом виде деятельности ребёнка (игровой, художественно-творческой, познавательной). В эксперименте участвовало 212 детей старшего дошкольного возраста и 60 экспертов Муниципальных дошкольных образовательных учреждений №2, №3, №4, №5, №11, №12, №14, №15, №18, №19 г.Зеи. Всего было выделено десять групп детей. Для изучения уровня социализации и агрессивности дошкольников использовали экспертный опрос. Метод экспертной оценки применялся для сбора информации, независимом оценивании и выявлении детей, склонных к агрессивному поведению, а также для определения, на сколько социализирован тот или иной ребёнок в обществе.

В круг экспертов вошли следующие специалисты детских садов: методист, воспитатель, психолог, логопед, учитель ИЗО, старшая медицинская сестра – всего 60 человек. Данная группа экспертов, все женского пола, имеют первую и высшую квалификацию, высшее и средне-специальное образование, высокий уровень профессионального мастерства, психологическую подготовку и педагогический стаж работы с детьми, десятилетний и свыше десяти лет стаж работы, достаточно компетентны в медико-психологических и социально-педагогических вопросах. Все эксперты показали положительное отношение и заинтересованность к данному опросу.

Метод наблюдения, как дополняющий метод применялся для исследования естественного поведения детей без вмешательства извне в ситуацию, позволил получить целостную картину происходящего и отразить агрессивные реакции во время общения, игры, трудности поведения детей во всей их полноте. Так, эксперты обращали внимание на высказывания детей (их содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность); на выразительность движений и экспрессию лица, глаз, тела; на проявление эмоций и физическое воздействие (касания, поглаживания, толчки, удары, отпихивание, подножки). Метод наблюдения помог экспертам сориентироваться в ответах опроса.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить особенности социализации дошкольника, опираясь на научный опыт Н.Ф. Головановой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрик, Л.И. Анцыферовой, мы разработали опросник, который был сформирован по четырём взаимосвязанным компонентам социализации ребёнка. В опроснике рассматривается коммуникативная, познавательная, поведенческая, ценностная сферы старшего дошкольника как основы социализации ребёнка. (см. приложение К).

Коммуникативный компонент – вбирает в себя всё многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

Подсчёт баллов по опроснику «Социализация» позволил выявить детей с высокой, средней и низкой социализацией в группах отдельно по каждому ребёнку и детскому саду, а затем составить сводные данные по всем десяти дошкольным учреждениям г.Зеи.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, позволяет опросить воспитателей или родителей дошкольников с целью выявления агрессивных детей в группе, а также получить показатели детской агрессивности в дошкольных учреждений, диагностировать насколько выражены агрессивные проявления у каждого индивидуально и в целом по группе (см. приложение К).

По самостоятельно разработанному опроснику «Социализация» для экспертов, исходя из важных взаимосвязанных компонентов социализации ребёнка (коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный), мы получили ответы экспертов и были определены уровни социализации и агрессивности детей.

Получили по опроснику «Социализация» следующие результаты: в МДОУ №2 высокий уровень у 32% детей; средний уровень у 56% человек; низкий уровень у 12% ребят. В МДОУ №3 высокий уровень социализации у 55% детей; средний уровень у 45% дошкольников; с низким уровнем социализации детей не выявлено. В МДОУ №4 высокий уровень социализации у 32%; средний уровень у 48%; низкий уровень отмечен у 20% детей в группе. В МДОУ №5 высокий уровень социализации показали 33% человек; средний уровень у 54% детей; низкий уровень у 13% дошкольников. В МДОУ №11 отмечен высокий уровень у 40% детей и средний уровень у 60% дошкольников. В МДОУ №12 высокий уровень показали 40% человек; средний уровень 56% детей; низкий уровень у 4%. В МДОУ №14 высокий уровень социализации у 36% ребят; средний уровень у 52%; низкий уровень у 12%. В МДОУ №15 такие показатели: высокий уровень 37,5%; средний уровень 50%; низкий уровень 12,5%. В МДОУ №18 выявлен высокий уровень у 36%; средний уровень 55%; низкий уровень у 9%. В МДОУ №19 выявлен высокий уровень у 29% и средний уровень у 71% дошкольника (см. приложение М).

По опроснику Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, получили следующие результаты: агрессивность проявляется высоким уровнем в МДОУ №2 20%; в МДОУ №3 у 35%; в МДОУ №4 у 44%; в МДОУ №5 33%; в МДОУ №11 у 20%; в МДОУ №12 у 8%; в МДОУ №14 у 36%; в МДОУ №15 у 18%; в МДОУ № 18 у 27%; МДОУ №19 у 20% детей старшего дошкольного возраста (см. приложение М - Н).

Проводя наше исследование, мы выявили следующую тенденцию: практически все дети старшего дошкольного возраста проявляют в более или менее выраженную степень агрессивности и также определили, что социализация каждого ребёнка имеет индивидуальную выраженность в качестве успешного, адекватного и пассивного процесса в социуме.

Агрессивность проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста, её основными видами и формами являются: физическая, вербальная, косвенная и негативизм. Исходя из наблюдений и бесед с педагогами, на проявление детской агрессивности существенное влияние оказывают такие личностные качества, как чувство вины, фрустрированность, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию, сниженная самооценка. Кроме этого, степень выраженности детской агрессивности зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребёнка со сверстниками, уровень усвоения гендерных ролей.

Гендерные различия между мальчиками и девочками проявляются не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, мальчики, по сравнению с девочками демонстрируют более высокие показатели физической, косвенной агрессии, раздражительности и чувства вины, девочки же чаще проявляют косвенные формы агрессии и негативизм. Мальчики проявляют также меньшую стрессоустойчивость по сравнению с девочками своего возраста.

Анализ полученных данных по десяти детским садам позволил выявить существенные отклонения в поведении дошкольников, которые связаны с социальными факторами, а именно в какой среде ребёнок растёт, какое его ближайшее окружение, какой стиль общения и воспитания используют родители, сколько уделяется ему свободного времени и даже влияют на проявление агрессивности ребёнка – какие предпочитает игрушки, книги, фильмы и программы.

На основании оценок экспертов, мы выявили как индивидуальные показатели социализации и агрессивности у детей, так и средние показатели по группам старших дошкольников, а также смогли увидеть связь между выраженностью агрессивности отдельного ребёнка и его степенью социализации.

Таким образом, можно отметить, что высокоагрессивный ребёнок проявляет неконструктивные формы общения и поведения в виде ссор, конфликтов, словесных выпадов, демонстративных выходок по отношению к сверстникам и взрослым, настороженность, подозрительность, недоброжелательность, что свидетельствует о низкой социализации ребёнка и неуспешной адаптации в обществе.

Умеренноагрессивный ребёнок показывает достаточно развитые коммуникативные способности, напористость, спортивную азартность, настойчивость, однако не всегда доброжелательны к окружающим, могут проявить обидчивость, если посчитают, что их права ущемлены, злословие, негодование, демонстративность, что говорит о среднеположительной социализации и адекватной адаптации в социуме.

Ребёнок с низкой агрессивностью или минимальноагрессивный дошкольник проявляет себя дружелюбно, доброжелательно, порой настороженно и застенчиво, он эмпатичен к окружающим, тактичен, эмоционально сдержан, внимателен на занятиях, любит свою семью, что свидетельствует о высокой социализации и успешной адаптации в дошкольном периоде.

В ходе исследования выявлено, что повышенная агрессивность более 30% преобладает среди дошкольников МДОУ №3, 4, 5, 14.

В МДОУ №14 выявлена низкая социализация у 20% детей, что является настораживающим признаком и может свидетельствовать о недостаточной проводимой медико-психолого-педагогической работе в учреждении.

Высокая социализация выялена у более половины детей 55% в МДОУ №3 и в 40% случаев в МДОУ №11 и12, что может означать хорошо поставленную консультационно-просветительную работу с семьями, психокоррекционную работу с детьми, отлаженную социальную работу по посещению неблагополучных семей на дому, проведение с ними бесед.

Рассматривая показатели по всем дошкольным учреждениям, можно отметить, что высокую социализацию показывают около 40% детей города, среднюю социализацию подавляющее большинство – 55% человек и лишь небольшая часть 8% детей показывают низкую или неуспешную социализацию и негативную адаптацию в обществе.

Проведённое исследование позволило выделить дошкольников города в несколько групп по степени агрессивности и социализации детей (см. приложение П):

I группа детей с высоким уровнем социализации и низким уровнем агрессивности 24% - поведение детей не вызывает трудностей, ни носит агрессивного характера.

II группа детей с высоким уровнем социализации и высоким уровнем агрессивности 13% - эта группа детей с выраженным агрессивным поведением и стремлением к самоутверждению и лидерству.

III группа детей со средним уровнем социализации и высоким уровнем агрессивности 6%, данная группа дошкольников проявляет себя агрессивно, лишь, претендуя на лидерство в группе и на первенство в игре, как бы повышая свой социальный статус.

IV группа детей со средним уровнем социализации и со средним уровнем агрессивности 48%, эти дети не вызывают особых проблем и как, правило их агрессивность проявляется в спортивных состязаниях, командных играх, спорах, быстро примиряются с друзьями.

V группа детей с низким уровнем социализации и с высоким уровнем агрессивности 7%, самая проблемная группа детей, которые не принимают существующие требования, нарушают их, агрессивное поведение носит характер, как косвенного, так и физического воздействия на окружающих.

VI группа детей с низким уровнем социализации со средним уровнем агрессивности у 2%, эти дошкольники застенчивые, достаточно уравновешенные, агрессивные вспышки наблюдались, лишь при обиде.

Подводя итог, хотелось отметить, что гипотеза нашего исследования частично подтвердилась. Во-первых, мы выявили, что существует взаимосвязь между агрессивностью и социализацией у детей. Во-вторых, действительно повышенная агрессивность влияет на социализацию ребёнка негативно и деструктивно, нарушая активную адаптацию детей в окружающем мире взрослых и сверстников. В-третьих, существует группа детей с высокой агрессивностью и высокой социализацией, что можно объяснить с позиций индивидуальности каждого ребёнка и его состояния здоровья, детско-родительских отношений, развитых коммуникативных способностях. В-четвёртых, доминирующая группа 48% детей с умеренной агрессивностью и средней социализацией, что возможно свидетельствует о золотой середине, для них характерны целеустремлённость, упорство, настойчивость, достаточная коммуникабельность, дружелюбность и способностью защитить себя и свои интересы.

По исследованию, можно сделать краткие выводы:

  1. Сниженная и умеренная агрессивность способствует успешной социализации детей в дошкольном возрасте.

  2. Высокая агрессивность ребёнка влияет на процесс социализации и проявляется снижением социальной адаптации, трудностями общения и поведения, дисгармоничным развитием дошкольника.

  3. Низкая социализация или неуспешная адаптация связаны с неумением приспособиться к социальной среде, пассивностью и негативностью личности, а высокая социализация выражается в высокой приспосабливаемости в среде, активности, высоком статусе среди сверстников, творческом подходе и осваивании всего нового.

  4. Наличие выраженных агрессивных форм поведения влияет на развитие ребёнка и препятствует адаптивным возможностям личности.

  5. Проявление агрессивности возникает часто не из-за социальной запущенности ребёнка, а от не знания им других способов выражения чувств, поэтому так важно на дошкольном этапе обучать детей приемлемым способам выхода из конфликтных ситуаций и расширять их поведенческий репертуар.

  6. Комплексная система социально-психологической коррекции, основанная на личностных особенностях ребёнка и условий его социального окружения способствует созданию отношений сотрудничества, развивает адекватные способы реагирования в конфликтах, разрушает деструктивные тенденции в поведении ребёнка, что приводит в целом к снижению уровня агрессивности.