Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.
В школе система “ребенок-взрослый” дифференцируется: “ребенок-учитель”, “ребенок-взрослый”, “ребенок-родители”, “ребенок-дети”. Система “ребенок-учитель” становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: “ребенок-учитель” “ребенок-родители” “ребенок-сверстники”. Впервые отношение “ребенок-учитель” становится отношением ”ребенок-общество”. В пределах
взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип “все равны перед законом”.
Учебная деятельность~ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
В структуру учебной деятельности входят:
1. Учебная задача ~ это то, что ученик должен освоить.
2. Учебное действие ~ это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником.
3. Действие контроля ~ это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4. Действие оценки ~ определение того, достиг ли ученик результата или нет.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное
формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий ~ основой наук. От ребенка требуется развитие
мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Учебная деятельность—ведущая деятельность младшего школьника. Сущность учебной деятельности состоит в присвоении научных знании.Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Цель учебной деятельности: обогащение, «перестраивание» личности ребенка.
Эти изменения составляют:
изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;
изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и
умственного развития.
Учебная деятельность— это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки. но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать
свои действия.
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.
Новообразование: самоконтроль. Действие самоконтроля—есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания, проб и ошибок.
Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки—регулятивная.
Выделяют два вида самооценки: ретроспективную, т. е. оценку достигнутых результатов своей деятельности, ипрогностическую,представляющую собой оценку субъектом собственных возможностей. В последнем случае ребенок должен соотнести условие задачи со своим опытом. Эта самооценка опирается на рефлексию (умение выделять, анализировать, соотносить с ситуацией свои возможности).
Лекция Ермолаевой М.В.
Ведущая деятельность – учебная.
Социальная ситуация развития: ребенок – учитель, ребенок – общество.
Учитель олицетворение общественных требований. Авторитет учителя в этом возрасте выше чем у родителей.
Ведущая деятельность – учебная деятельность – усвоение опыта, науки, культуры. ( на момент прихода в школу пока нет такого мотива). Мотив прихода ребенка в школу не учебный, а познавательно общественный. Задача учителя – сформировать у ребенка учебную мотивацию. В процессе учебной деятельности ребенок меняется сам, начинает развиваться рефлексия – осознание себя мыслящим и познающим. Учебная деятельность направляет ребенка на познание себя, начинается уч. д-ть с оценки. Через оценку идет познание себя. Развитие личности – чувство ответственности, чувство признания.
Е.А.Сорокумова: ведущей учебной деятельностью у мл. школьников является учебная деятельность, поскольку через нее осуществляется основные отношения ребенка с обществом, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Потребность в игре у мл. школьника сохраняется, но в ее характере происходят изменения. – возрастает значение игры с достижением результата.
Структура учебной деятельности: (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)
- мотивация
- учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний
- учебные действия
- контроль, переходящий в самоконтроль
- оценка, переходящая в самооценку.
Младший школьный возраст Л.С. Выготский называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности.
Обухова:Учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка – определенная форма оценки. Мл. школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредствует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
- Проблема биологического и социального в структуре личности.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Законы детского развития сформированные л.С. Выготским
- 1) По ж. Пиаже
- 2) Теории социального научения
- Проблема периодизации психического развития.
- Проблема источника условий и движущих сил психического развития
- Биогенетические концепции
- Социогенетический подход
- Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
- Ранний возраст – 1-3 лет
- Кризис 3-х лет – «я сам»
- Дошкольный возраст
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Кризис 7 лет
- Особенности развития
- Значение игры для развития дошкольника.
- Основные консультативные проблемы в работе с семьями дошкольника
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст
- Новообразования младшего школьного возраста
- Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- Подростковый возраст (10, 11 -15,16 лет)
- Кризис подросткового возраста
- Особенности развития подросткового возраста
- Становление личности в юношеском возрасте Подростковый Возраст (11-15 Лет)
- Переходный Период
- Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- Ранняя юность
- Поздняя юность.
- Ранняя Юность ( 15 – 17 Лет )
- Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
- Зрелый возраст
- Старость
- 3 Вида старения: