Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
При всей важности познавательного развития ребенка
егоего гармоничное становление невозможно без эмоцио-
нального отношения к окружающему.
Для дошкольного детства характерна в целом спокой-
ная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных
вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но
из этого совсем не следует снижение насыщенности эмо-
циональной жизни ребенка. День дошкольника настолько
наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись,
дойти до полного изнеможения.
В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональ-
ных процессов - в их состав постепенно включаются, по-
мимо вегетативных и моторных реакций, познавательные
процессы (воображение, образное мышление, сложные
формы восприятия). Эмоции становятся ≪умными≫, ин-
теллектуализируются, а познавательные процессы при-
обретают аффективный характер, обогащаются чувством.
Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по
поводу того, что он делает в данный момент, но и по по-
воду того, что ему еще предстоит сделать.
На ранней стадии развития эмоциональная коррекция
поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий
характер. Она включается лишь тогда, когда поведение
значительно отклоняется от ≪требуемого курса≫, а его от-
рицательные последствия уже получают негативную со-
циальную оценку.
В дальнейшем, по мере того как побудительная сила
социальных мотивов возрастает, совершается переход от
запаздывающей к более совершенной - опережающей
эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение
выполняет важную регулирующую роль в более сложных
формах игровой и продуктивной деятельности. Для их
выполнения необходимо не только предварительно пред-
ставить отдаленные результаты действия, но и заранее
прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для са-
мого ребенка и окружающих его людей.
В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональ-
ное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский
коллектив. На основе совместной деятельности, опосре-
дованной эмоциональными эталонами - нравственными
нормами, у ребенка складывается эмоциональное отно-
шение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).
И особенно важно - там, где процессы ориентации
в окружающей действительности начинают определяться
общественно выработанными способами ее анализа, об-
щественно выработанными эталонами и нормами, мы
имеем дело с личностью.
- Предмет, задачи и принципы возрастной психологии.
- Методы исследования в возрастной психологии.
- 3. В настоящее время интенсивно развивается стра-
- Возрастная психологическая периодизация
- Психологическая характеристика периода младенчества
- Характеристика деятельности детей раннего возраста.
- Интеллектуальное развитие ребенка раннего возраста.
- Телесные удовольствия
- Самопознание
- Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
- Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
- Волевое развитие дошкольника.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Мс ость к школе
- Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.