logo search
психология

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников.

При всей важности познавательного развития ребенка

егоего гармоничное становление невозможно без эмоцио-

нального отношения к окружающему.

Для дошкольного детства характерна в целом спокой-

ная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных

вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но

из этого совсем не следует снижение насыщенности эмо-

циональной жизни ребенка. День дошкольника настолько

наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись,

дойти до полного изнеможения.

В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональ-

ных процессов - в их состав постепенно включаются, по-

мимо вегетативных и моторных реакций, познавательные

процессы (воображение, образное мышление, сложные

формы восприятия). Эмоции становятся ≪умными≫, ин-

теллектуализируются, а познавательные процессы при-

обретают аффективный характер, обогащаются чувством.

Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по

поводу того, что он делает в данный момент, но и по по-

воду того, что ему еще предстоит сделать.

На ранней стадии развития эмоциональная коррекция

поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий

характер. Она включается лишь тогда, когда поведение

значительно отклоняется от ≪требуемого курса≫, а его от-

рицательные последствия уже получают негативную со-

циальную оценку.

В дальнейшем, по мере того как побудительная сила

социальных мотивов возрастает, совершается переход от

запаздывающей к более совершенной - опережающей

эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение

выполняет важную регулирующую роль в более сложных

формах игровой и продуктивной деятельности. Для их

выполнения необходимо не только предварительно пред-

ставить отдаленные результаты действия, но и заранее

прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для са-

мого ребенка и окружающих его людей.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональ-

ное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский

коллектив. На основе совместной деятельности, опосре-

дованной эмоциональными эталонами - нравственными

нормами, у ребенка складывается эмоциональное отно-

шение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

И особенно важно - там, где процессы ориентации

в окружающей действительности начинают определяться

общественно выработанными способами ее анализа, об-

щественно выработанными эталонами и нормами, мы

имеем дело с личностью.