logo search
Лекции Психология

6. Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, б.Скиннер). Социальное направление (а. Бандура и Дж. Роттер)

Два направления этой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление - А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – внешняя среда является источником развития личности. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – поведенческие рефлексы и социальные навыки. По мнению бихевиористов, по заказу можно сформировать любую личность – преступника, труженика, ученого, художника и т.д. Эмоциональные свойства личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в результате моторного акта. Человек стремится совершать операнты, за которыми следует подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

По мнению А.Бандуры, для формирования личности играют роль не только внешние, но и внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Внутренние факторы обеспечивают саморегуляцию поведения. Они действуют по своим особым законам, хотя и возникли в результате прошлого опыта. Дж. Роттер ввел понятие «поведенческий потенциал», состоящий из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения и доступности данного подкрепления.

Человек полностью лишен свободы воли. Весь его внутренний мир - объективное отражение внешней среды. Наше поведение и есть личность. Никакого «фасада» нет.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие интересной информации), манипулятивное (собственные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

Согласно А. Бандуре в личности есть три блока, основной – самоэффективность, основана на конструкте «могу – не могу». Если принято решение «не могу», то даже при наличии возможностей, личность никогда не достигнет результата. И наоборот, решение «могу» активизирует резервные силы личности, интеллектуальные ресурсы мозга, физические силы организма не выполнение задачи. Внешний и внутренний локус контроля.

    1. Деятельностная теория личности.С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера.

Средством научения выступает не рефлекс, а механизм интериоризации, усвоение общественно-исторического опыта через деятельность. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в процессе деятельности, включения в группу, путем имитации, подражания, идентификации. См. также п. 7, 6,8 Лекции 3.

    1. Диспозициональная теория личности. Жесткое направление – Э.Кречмер. Среднее – Г.Айзенк. Мягкое направление - Г.Оллпорт. Темпераменты, их свойства.

Личность как совокупность сознания и формально-динамических качеств, которые могут быть зафиксированы с помощью объективных научных методов.

Формально динамические свойства личности: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог. Сферы поведения- психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная.

Типы черт характера. Темперамент.

Холерик – эмоционально-неустойчивый экстраверт

Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт

Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт

Флегматик – эмоционально стабильный интроверт

5