logo search
ГАК 2011-2012 ин яз - программа

Глоссарий ключевых понятий

Воспитание (узкое педагогичное значение) - специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Воспитание гражданское - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным (Е.С. Рапацевич).

Государственный образовательный стандарт — нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников (Закон РФ «Об образовании»).

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, её деятельного участия в жизни общества (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Движущие силы — противоречия между новыми познавательными зада­чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеб­ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.

Дидактика – общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики (В.И. Загвязинский).

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

Знания — результат процесса обучения, прежде всего освоения содержания обучения. Результаты усвоения описываются на разных уровнях качества знаний: 1) предметно-содержательном, 2)содержательно-деятельностном, 3) содержательно-личностном. Каждая группа качеств в определенной мере характеризует: обученность (I уровень), развитость (II уровень), воспитанность (III уровень) (Менчинская Н.А.).

Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого (В.И. Загвязинский).

Категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Классификация методов воспитания - отбор и распределение методов воспитания по определённым группам согласно выбранному критерию.

Классно-урочная система обучения — обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок).

Коллектив - группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Степень подчинения деятельности каждого члена коллектива этой цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного коллектива, степень его сплоченности, а при достаточно высокой сплоченности - самоукрепление. Коллектив - это социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и межличностные взаимоотношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод воспитания — упорядоченный способ реализации совместной деятельности педагога и воспитанника по достижению поставленной цели.

Метод обучения – способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения; система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Навык — автоматизированное умение выполнять интеллектуальные или практические действия.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Образование - специально организованная и целенаправленная система воспитания и обучения человека, обеспечивающая его развитие; под образованием также понимается вся совокупность знаний, навыков и умений, полученных человеком в этой системе, и достигнутый уровень его развития» (В.С. Безрукова); «в наиболее общем виде образование может и должно рассматриваться в следующих четырех аспектах: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат» (Б.С.Гершунский).

Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение (педагогическое) — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (М.В. Буланова-Топоркова).

Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Например, деятельность или процесс, продукция, организация, система, лицо или любая комбинация из них; предмет познания и деятельности человека, субъекта.

Патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических.

Педагогика - наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.

Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе; профессиональная активность педагога в ходе обучения, воспитания, развития, организации учащихся, направления на формирование качеств личности школьников, определяемых социальным заказом общества (А.К. Макаренко).

Педагогический менеджмент — а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Педагогический процесс – последовательная смена состояний педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которо­го являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Поощрение — выражение положительной оценки одобрения, призна­ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Предмет педагогики — область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов – конкретных людей и коллективов.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящая идея.

Принципы управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Принципы воспитания - основные положения о способах достижения воспитательных целей и задач, формулируемых с учётом законов и закономерностей педагогического процесса, выполняющих роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых.

Принципы обучения - общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Система - множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Система образования - совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению и индивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер).

Сотрудничество - участие в общем деле, совместная, согласованная, слаженная деятельность.

Средства воспитания - объекты материальной и духовной культуры, служащие процессу развития и формирования личности.

Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся; для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Структура урока — соотношение компонентов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Таксономия целей обучения — систематизация целей обучения; определение целей обучения через последовательность уровней усвоения учебного материала. Важнейшие характеристики таксономии целей обучения: 1) многосторонний подход к процессу обучения; 2) учет качественной модификации достижений учащихся (объема знаний, процессов мышления и поведения); 3) измерение достижений учащихся (время решения задач, объем достижений и допускаемых ошибок, соответствие принятым образцам и отступления от них); 4) формирование оперативных целей, которые касаются самого процесса обучения, а не только его конечного продукта (В. Оконь).

Умения - система осознанных действий, которые обеспечивают применение знаний в новых условиях, то есть знания в действии.

Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление педагогическими системами - целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.

Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создаю­щие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно­вами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей., ду­ховных сил обучаемых.

Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж­дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебная программа — обязательная составляющая образовательной программы, образовательная программа отдельного учебного предмета. В современной системе общеобязательного образования в основном имеют место фундаментальные (основная цель - освоение фундаментальных знаний в той или иной предметно-научной области) и информационные (цель - предоставить в распоряжение учащегося поле информации в данной предметной области) программы.

Учебник — книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.

Учебный план — официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.

Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, и закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Форма воспитательной работы — организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория) — внешняя сторона организации учебного процесса.

Функции управления - управленческие обязанности. В последнее время наиболее часто выделяют четыре важнейших функции управления: планирование, организация, мотивирование, контроль.

Цели обучения — заданные и описанные наперед условия и способы деятельности в будущем; способности человека к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения.

Цель воспитания проектируемый результат воспитания; представление о конечном результате воспитания, определяющее его задачи, методы формы, организацию.

Эффективность воспитания – степень соответствия результатов воспитания ранее сформулированной цели и поставленным задачам воспитания.