67. Подходы к изучению развития личности.
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.
История биогенетического подхода. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону. В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
Очевидно, что биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий, представляя собой лишь реализацию наследственной программы развития.
Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности.
Теории социального научения.
Крайним проявлением противоположного биологизаторскому подхода к развитию психики ребенка является социологизаторский подход. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин "социальное научение". Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации. Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.
Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема "стимул - реакция". В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.
Соотношение биологического и социального в развитии
Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития -наследственность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее - Вильям Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.
- Свойства внимания
- Развитие внимания
- Можно выделить два основных вида рассеянности.
- 51 Этапы формирования умственных действий по Гальперину
- Кратенько для шпоры
- 60. Общая характеристика учебной мотивации.
- 61. Мотивация в учебной деятельности.
- 62. Психолого-педагогические особенности использования средств и методов воспитания личности школьника.
- 63. Основные социальные институты воспитания.
- 64. Психологические теории воспитания.
- 65. Проблемы устойчивости личности в педагогической психологии.
- 66. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- 67. Подходы к изучению развития личности.
- 68. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.
- 69. Представления о психологии младенца.
- 75. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 76. Характеристика дошкольного возраста.
- 77. Познавательное развитие дошкольника.
- 78. Характеристика детского воображения.
- 79) Общение дошкольников со сверстниками
- 80) Кризис шести лет
- 81) Основные проблемы готовности дошкольника к школьному обучению
- 84) Особенности общения со сверстниками и взрослыми
- 85) Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
- 86) Характеристика подросткового возраста
- 87-88) Личностные и психичесике изменения в подростковом возрасте
- 89) Кризис подросткового возраста