logo search
Диплом Максимова В

§ 2. Изучение читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе

Данный этап имеет цель выявить начальный уровень читательских интересов младших школьников. Вопросы, предложенные в анкете, показывают, насколько ребенок увлечен чтением и его отношение к прочитанному.

Всем детям было предложено ответить на вопросы (Приложение 1). В ходе анкетирования у учащихся возникли вопросы:

- А какие другие библиотеки, в школе только одна?

- Зачем перечитывать книжки?

- А главный герой и литературный герой это тоже самое или нет?

Эти вопросы говорят о том, что у детей недостаточно знаний в этой области, они не владеют литературной терминологией.

Наблюдение показало, что дети отвечали быстро, не задумываясь, задавали много вопросов друг другу и организаторам анкетирования. По итогам анкетирования на констатирующем этапе у нас получились следующие результаты.

Рисунок 1 - Результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?» следующие, утвердительно ответили в экспериментальных 1 и 2 классах 43% и 87% соответственно. В КГ– 58% учащихся. Этот вопрос позволил определить отношение к чтению – в целом положительное.

Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь?», «ежедневно» ответили в ЭГ 1- 49%, в ЭГ 2 – 54% и в КГ – 45% примерно половина детей учащихся в данных классах читает ежедневно. Заинтересованность чтение не высока.

Рисунок 3 - Результаты ответа на вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» позволил определить жанровые предпочтения детей. Так, в экспериментальных классах особое предпочтение отдавалось сказкам, рассказам о животных, рассказам о детях. В контрольном классе предпочтение было отдано жанрам, указанным в рисунке 3 как «другое» (фэнтези, приключения).

Рисунок 4 - Результаты ответа на вопрос «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?» позволил выявить потребность в прочтении определенной литературы, что свидетельствует о наличии читательского интереса. Наибольшее количество детей, перечитывающих книги в ЭГ 1 - (38%), наименьшее – в ЭГ 2 (15%).

Рисунок 5 - Результаты ответа на вопрос «Посещаешь ли ты другие библиотеки кроме школьной?» следующие: утвердительный ответ дали около 40% учащихся в ЭГ 1 и КГ классах. Чуть меньше – 30% - в ЭГ 2 классе.

Рисунок 6 - Результаты ответа на вопрос «Есть ли у тебя дома книги и сколько?» позволил определить роль семейного чтения в развитии читательского интереса ребенка. Количество книг, как правило, говорит о заинтересованности чтением в семье, но не конкретно у ребенка. В КГ наблюдается преобладающее количество книг (более 100 книг у 50% детей), но при этом интерес к чтению не так высок. В ЭГ 2- 25% учащихся имеют большое количество книг но интерес к чтению не высок.

Рисунок 7 - Результаты ответа на вопрос «Что тебе хотелось бы получить в подарок?» следующие: примерно 10 человек в каждом из классов ответили, что хотели бы получить в подарок книгу, что говорит о немаловажной роли книг в жизни младших школьников.

Рисунок 8 - Результаты ответа на вопрос «Есть ли у тебя любимый герой?» подтверждают умение младшего школьника находить среди литературных героев тех, кто соответствует его внутренним потребностям, соотносить себя с ним или отделять себя от него. Оказалось, что такие герои есть лишь у небольшого количества детей в каждом классе, наименьшее – в ЭГ2, наибольшее – в ЭГ1. таким образом, можно сказать, что чтение большинства детей пока неосознанно.

Рисунок 9 - Результаты ответа на вопрос «Советуют ли тебе родители, что читать?» дали ответ «да» 7 человек в ЭГ1, 3 человека в ЭГ2, 5 человек – в КГ классе. На данном этапе исследования большинство детей родители заставляют читать.

Следующим шагом исследования был анализ читательских формуляров. Для количественного учета прочитанного материала, а также литературного предпочтения. В таблица 1. приведены результаты анализа читательских формуляров учащихся на констатирующем этапе.

Таблица 1

Общее количество прочитанного материала (экз)

Журналы развлекательного характера(экз)

Художественная литература(экз)

Энциклопедии,

справочники(экз)

ЭГ1

504

312

185

7

ЭГ2

280

120

150

10

КГ

490

346

136

8

По результатам анализа читательских формуляров мы выяснили, что количество прочитанной художественной литературы заметно меньше, чем развлекательной (журналов), энциклопедии не пользуются популярностью среди младших школьников.

В ходе бесед с детьми мы заполнили карту наблюдений по тем критериям сформированности читательского интереса, которые были предложены Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н., занимающихся развитием читательского интереса младших школьников для определения уровня сформированности читательского интереса на констатирующем этапе.

Критерии сформированности читательских интересов младших школьников

- Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать").

- Заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"). - Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"). - Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Высокий уровень сформированности читательских интересов предполагает наличие всех четырех критериев.

Средний уровень будет соответствовать наличию первых трех критериев. Низкий уровень сформированности читательских интересов соотноситься с первым и четвертым критериями.

Таблица 2.

Карта наблюдений за проявлениями читательских интересов младших школьников

Критерий

ЭГ1

ЭГ2

КГ

Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать").

Читают больше программных произведений, в целом положительное отношение.

Большинство детей старается читать в равной количестве журналы, книги. Отношение среднее.

Отношение к чтению среднее, родители заставляют читать.

Заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги").

Заинтересованность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги").

Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости.

1 ребенок соответствует данному утверждению.

Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости.

Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но это носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что узнали.

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но это носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что узнали.

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но это носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что узнали.

Для определения уровня сформированности читательского интереса младших школьников мы заполнили следующую таблицу.

Таблица 3

Уровень сформированности читательских интересов младших школьников на констатирующем этапе.

Критерии

Положитель-ное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать").

Заинтересован-ность конкретными книгами ("хочу эти книги").

Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги").

Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Уровень сформированности читательско

го интереса

ЭГ1

+

-

-

+

низкий

ЭГ2

+

-

-

+

низкий

КГ

+

-

-

+

низкий

Обобщив результаты проведенного исследования на констатирующем этапе мы видим, что уровень сформированности читательских интересов, во все классах низкий. Учитывая условия организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательских интересов младших школьников мы приступили к разработке и реализации ряда мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников.