logo search
уср семья

Формы работы с родителями

Индивидуальные формы работы с родителями имеют важней­шее значение для установления взаимопонимания с ними, лучше­го понимания педагогами особенностей развития ребенка с нару­шенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями ино­городних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребенок находит­ся в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время при­ездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуаль­ном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка вре­мени, потому что поспешность и торопливость в общении с роди­телями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопро­сы. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяже­ло переживают нарушение слуха у ребенка.

Как правило, в конце недели педагоги готовят задания и рекомен­дации для родителей по различным разделам. При встрече с роди­телями ребенка уточняется характер задания для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды де­ятельности (лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд), как организовать экскурсии в различные учреждения. В некоторых случаях не понимающих содержание заданий или не умеющих правильно воспользоваться советами педагогов родителей приглашают на занятия, в ходе которых раскрывается методика работы по какому либо разделу работы, например по развитию слухового восприятия.

В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, услови­ях жизни в дошкольном учреждении и др. Очень важно привлекать детей к участию в переписке с родителями: на глазах ребенка под­писать конверт, показывать фотографии родителей. Дети могут делать рисунки, писать короткие тексты, подписывать с помощью педагога поздравительные открытки. Важно, чтобы педагог вместе с ребенком обсуждал каждое полученное письмо, в доступной фор­ме рассказывал о жизни в семье, о том, что родители заботятся о своем малыше. Необходимо хранить все письма родителей, потому что дети любят рассматривать и читать их многократно.

Важным событием для ребенка и его семьи могут стать посеще­ния сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещени­ям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. Целесообразно связывать приход в семью с какими-либо событиями в жизни ребенка: отсутствием в детском саду из-за болезни, днем рождения и др. В процессе посещения се­мьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребен­ка, средствами общения родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в детском саду, необходимость рече­вого общения, расширения представлений об окружающем; расска­зать о проведении развивающей работы с ребенком в процессе его участия в бытовой деятельности, прогулках, посещении театра, цирка и др. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду, например неопрят­ность ребенка, плохое владение навыками самообслуживания. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых, дают ли ему какие-либо поручения. Педагог дает родителям необходимые сове­ты по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.

В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальной ра­боты с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, органи­зация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.

Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания роди­телей проводят 2—3 раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы дет­ского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и др.

На групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием рабо­ты по различным направлениям воспитания и обучения детей, де­лая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. Например, «Организация ре­жима дня детей трехлетнего возраста», «Воспитание культурно-ги­гиенических навыков у детей» и др. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обу­чения, результатах работы по различным направлениям. Важно, ха­рактеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая ха­рактеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не пони­мает и т. д. Трудности, возникающие в работе с ребенком, лучше рас­крыть в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собра­ний требует тщательной подготовки педагогов. Сюда включается подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного мате­риала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фото­графии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждае­мым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приуро­чивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подго­товленных совместно родителями и детьми.

Конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лек­ториев для родителей.

Университет или лекторий для родителей предполагают система­тическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администра­цией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.

Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные пробле­мы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звуко­усиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.

Консультации для родителей. При проведении общих или груп­повых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной те­матике формируется содержание групповых консультаций для ро­дителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.

Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привле­чением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопе­дагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.

Важной и полезной формой работы является организация роди­тельских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавлива­ют администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим акту­альным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знаком­ство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, ко­торые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка. На родительских кон­ференциях создается теплая дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов. К проведению родитель­ских конференций в дошкольном учреждении разворачиваются вы­ставки детских работ. Интересным продолжением конференций яв­ляются детские концерты, на которых дети выступают с танцами, чтением стихов, инсценировками.

Одной из форм работы с родителями являются также дни от­крытых дверей, в течение которых родители могут посетить фрон­тальные и индивидуальные занятия в старших группах, понаблю­дать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с пе­дагогами, старшим воспитателем, заведующей. Открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким обра­зом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблю­дать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы. Целесообразно также приглашать на дни открытых дверей тех родителей, кото­рые недавно получили путевку в данное дошкольное учреждение. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения до­школьного учреждения в день открытых дверей позволяют родите­лям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специаль­ном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях - наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

Важнейшей задачей сотрудников детского сада является созда­ние единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Фор­мирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.

Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители ВИДЯТ СВОИХ детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото- и видеосъемке детей. Родители могут по­могать педагогам в подготовке дидактического материала (табли­чек, книжек-самоделок, наборных полотен, дидактических игр), раз­множении методических материалов.

Одной из форм работы с родителями является использование раз­личных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, леп­ными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на ро­дителей положительное впечатление, а советы воспитателя в свя­зи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без коммен­тария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы ребенка важно пока­зать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.

В уголках для родителей содержится полезная для них информа­ция. Целесообразно иметь данные организационного порядка: со­став детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям вла­деть точными сведениями о жизни детей в детском саду. Как пра­вило, в уголках для родителей содержатся педагогические рекомен­дации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет. Особенно часто в уголках для родителей поме­щаются статьи из журналов «В едином строю» (рубрика «Универси­тет для родителей»), «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Целесообразно размещать в уголках для родителей новые книги по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но­винки специальной литературы. Здесь же могут размещаться инте­ресные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопони­мания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Отличительной чертой и проявлением демократического ха­рактера советского народного образования является единое, непрерывное и целенаправленное взаимодействие школы, семьи и общественности в деле воспитания подрастающего поколения.

В нашей стране существует единая система общественного дошкольного и школьного обучения и воспитания детей с недос­татками слуха. Наряду с общественным воспитанием большую роль играет семейное воспитание, особенно в дошкольном и на­чальном школьном периоде развития глухих и слабослышащих детей.

Задачи и содержание семейного воспитания детей разных возрастов

Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабо­слышащих детей зависят от их возраста. С ростом и развитием ребенка возникают все новые педагогические задачи, преобра­зуются и усложняются имеющиеся. Одновременно при участии школы с каждым годом растет педагогический опыт и педагоги­ческая культура родителей, что помогает им находить педагоги­чески целесообразные пути и средства воспитания.

На каждом этапе воспитания неслышащего ребенка в семье перед родителями возникают такие задачи, как охрана и укреп­ление здоровья, предупреждение заболевании, преодоление по­следствий глухоты, развитие коммуникативных навыков, соци­альная адаптация, развитие умственных способностей ребёнка, его памяти, мышления, речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств; воспитание активной трудовой и общественной позиции личности, развитие ее творческих способ­ностей. Эти задачи решаются с учетом возрастных особенностей и возможностей неслышащего ребенка.

Родители неслышащего дошкольника под руководством сурдо­педагога закладывают тот фундамент, на котором впоследствии будет строиться вся дальнейшая работа по обучению и воспита­нию. Это — укрепление здоровья и закаливание организма, при­учение к определенному ритму жизнедеятельности (режим дня, режим занятий), формирование необходимых психологических предпосылок обучения и воспитания — развитие внимания, под­ражания, интереса к окружающему миру, закладывание основ коммуникативных связей ребенка с окружающими, эффективной работы по формированию и развитию словесной речи с использованием остаточного слуха и формированию коммуни­кативных умений детей возможно с самого раннего возраста. Домашняя обстановка позволяет создавать самые разнообразные ситуации для расширения словарного запаса и развития разго­ворной речи ребенка, для закрепления понятий, произносительных и слуховых умений. Родители должны вести эту работу постоянно и целенаправленно под руководством сурдопедагога.

В дошкольный период в семье закладываются основы нравст­венного поведения путем упражнения в нравственных поступках, происходит развитие и осознание ребенком таких нравственных качеств, как доброта, правдивость, дисциплинированность и др. При этом надо учитывать, что многие моральные понятия, обыч­но усваиваемые слышащим ребенком самостоятельно, отсутствуют у глухого, слабослышащего ребенка и их надо специально фор­мировать. Культура, высокая нравственность в отношениях между членами семьи, их положительный пример способствуют овладе­нию неслышащим ребенком нормами и правилами нравственного поведения.

Велика роль семьи в подготовке неслышащего ребенка к шко­ле, к жизни в школьном коллективе. Наряду с простейшими учеб­ными и трудовыми умениями, положительным отношением к уче­нию родители формируют у ребенка навыки самообслуживания, готовят к участию в бытовом и общественно полезном труде. На всех этапах семейного воспитания остается значимым нравствен­ный аспект трудового воспитания — уважительное отношение к труду окружающих, желание и стремление прийти на помощь, уме­ние трудиться самостоятельно, по собственной инициативе и без принуждения, проявлять в труде упорство, стремление получить лучшие результаты, готовность трудиться для пользы общего дела и др.

При поступлении ребенка в школу родители под руководством сурдопедагога помогают ему включиться в новую систему учебной деятельности, приучают к систематической, повседневной учебной работе, работе над речью и развитием остаточного слуха, исполь­зованию их в различных видах деятельности. Продолжается развитие и усложнение полученных в дошкольный период умении учебных, коммуникативных, трудовых. Усложняются задачи раз­вития памяти и мышления в связи с овладением общеобразова­тельными предметами. В чтении, в общении, в различных видах совместной деятельности родители расширяют кругозор неслыша­щего школьника, развивают в нем интерес к знаниям, потребность к чтению. В этих целях родители используют и совместно прове­денное время досуга: посещение музеев, выставок, спектаклей, экс­курсии, походы, встречи и общение с интересными для ребенка людь­ми. Семейный досуг неслышащего школьника любого возраста на­полнен разнообразной деятельностью, направленной на развитие у него творчества, фантазии, различных ручных умений (моделиро­вание, лепка, вязание, выпиливание, изготовление поделок из естественного материала, фотография и многое другое). Обычно это бывает в тех семьях, где мать или отец сами увлечены тем или иным делом и приобщают к нему ребенка.

Взросление, жизнь в коллективе сверстников требует от ре­бенка сложных форм социального поведения, отвечающих мораль­ным и нравственным нормам социалистического общества. По­мимо личного примера родителей в воспитательных целях ис­пользуются теперь положительные примеры из художественной литературы, спектаклей, кинофильмов, телепередач, из школьной жизни, из взаимоотношений со сверстниками. Совместно с сурдо­педагогом родители работают над воспитанием у ребенка куль­туры общения, культуры внешнего вида, точности, ответственнос­ти, обязательности. В конкретных житейских ситуациях учат вы­бирать правильную линию поведения, соответствующую общепри­нятым нормам, формируют навыки социально-бытовой ориенти­ровки и общения при выполнении различных домашних поручений (покупка в магазине, коммунальные платежи, посещение предпри­ятий бытового обслуживания).

В старшем школьном возрасте складывается мировоззрение, моральное сознание, появляется конкретная нравственная позиция, определенное отношение к себе, окружающим, родителям, учи­телям и воспитателям. Задача родителей на этом этапе — в един­стве со школой умно и тактично оказывать молодому человеку, девушке помощь в решении возникающих у них проблем, в формировании на конкретных примерах адекватной моральной и нравственной позиции, материалистического мировоззрения. Роди­тели должны стремиться развивать у детей общественную актив­ность и потребность в трудовой деятельности на благо общества. Родители вместе со школой формируют у старшеклассников убеж­денность в необходимости образования, самообразования, их не­прерывность. Они также помогают в развитии навыков самостоя­тельной учебно-познавательной, трудовой деятельности. В этот возрастной период семья оказывает специальной школе помощь в профессиональной ориентации учащихся. Родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил профессию, соответствующую его интересам, склонностям, реальным возможностям и потреб­ностям социалистического общества. Исследования показывают, что глухие и слабослышащие подростки часто следуют советам взрослых в выборе профессии.

Важен вклад семьи в подготовку глухих и слабослышащих старшеклассников к будущей семейной жизни. Успешность уча­стия родителей в этой работе прямо зависит от наличия взаимо­понимания между ребенком и взрослыми в семье, от умения ро­дителей общаться с ребенком словесной речью, использовать словесные методы воспитания. Немало способствуют этому лич­ный пример родителей, деятельное участие ребенка во всех делах семьи — хозяйственных, распределении семейного бюджета, со­блюдении семейных традиций.

Успешность семейного воспитания обеспечивается рядом условий: раннее начало коррекционного воздействия семьи на неслышащего ребенка; предотвращение социальной изоляции ре­бенка путем развития средств коммуникации; ориентация на по­тенциальные возможности ребенка.