22. Процесс обучения как двусторонний
Когда раскрывают эти вопросы, прежде всего, отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - учащийся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.
Данную особенность обучения иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Например, в одном учебном пособии говорится: «Обучение целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» .
В процесс обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определение не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но не возбудив интереса к уроку не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет. В этом случае обучение не происходит .
Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты имеют место не всегда. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить об их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебное или, точнее, учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, это взаимодействие учеников между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогическое взаимодействие. Рассмотрим первый план этого взаимодействия по схеме «ученик - учитель». Оно реализовалось в истории учения в разных формах: индивидуальной работы с Мастером, Учителем; классно-урочной работы (со времен Я.А. Каменского); консультирования с учителем при индивидуальной работе ученика; в форме бригадно -лабораторного метода организации обучения в 30-е годы в России и т.д. однако в любом варианте каждая из взаимодействующих сторон реализовала свою субъектную активность. В наибольшей мере она могла проявиться у обучающегося по методу сократических бесед, в индивидуальной работе, консультировании. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах. Тренинг-классах. При этом сотрудничество предполагает, прежде всего, взаимодействие самих учеников. В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, усложняется его общая схема
- 22. Процесс обучения как двусторонний
- 23, Структура процесса обучения. Функциональные компоненты обучения
- 24. Системы и виды обучения
- 26. Диагностика обучения. Проверка и оценка знаний учащихся. Функции виды и методы контроля
- 27 Воспитательная функция оценки. Отметка. Безотметочное обучение. Неуспевающие учащиеся. Причины неуспеваемости.
- Основные причины неуспеваемости школьников:
- 28. Умственное воспитание, нравтвенное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое , правовое.
- 29. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в формировании целосности личности
- 30. Назначения и функции методов обучения и воспитания. Метод прием, и средства обучения и воспитания.
- 31, Подходы к классификации методов воспитания и обучения
- 33. Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дисскусии, эмоциональное воздействие, соревнование, поощрение, метод естественных последствий
- 34. Методы контроля в обучении
- 35. Методы контроля за эффективностью обучения:
- 36. Методы самовоспитания и самообразования:
- 37, Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся.
- 38, Формы организации воспитательного процесса.
- 39. Технология воспитательного дела
- 41. Проблема личности учителя с педагогике. Учитель в современном обществе.
- 42. Пути повышения профессиональной компитентности