logo search
Диплом Максимова В

§ 4. Результаты развития читательского интереса младших школьников на контрольном этапе

Контрольный этап завершает эксперимент. На этом этапе, используются теже методики, что и на констатирующем, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного этапов можно судить об эффективности условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса.

Следует отметить, что работа была плодотворной, все, что было задумано, было реализовано. Оценить значимость и проверить результативность работы можно благодаря повторной диагностике. При повторном исследовании получились следующие данные.

Рисунок 1 – Сравнительные результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?» Количество утвердительных ответов в 2014 году увеличилось по сравнению с 2013 годом в значительной степени в ЭГ1, а в КГ заметно снизилось. Таким образом, положительная динамика прослеживается в экспериментальных классах, а в контрольном идет снижение интереса к чтению.

Рисунок 2 - Сравнительные результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь?» число ответов «ежедневно» увеличилось на 10% в ЭГ1 и ЭГ2, а также на 6% в КГ.

Рисунок 3 - Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» позволяет говорить о формировании определенного круга чтения и, соответственно, о начале формирования читательского интереса. Стал заметнее переход от увлечения сказками и рассказами о животных и детях к разножанровой литературе, причем чтение энциклопедий превалирует в экспериментальных классах, тогда как в контрольном заметно снизилось.

Рисунок 4 – Сравнительные результаты ответов на вопрос «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?» количество ответов «да» увеличилось в обоих экспериментальных классах, что говорит о повышенной потребности в чтении, и значительно снизилось в контрольном классе. Предполагаемая причина – отсутствие мотивации данной группы школьников.

Рисунок 5 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Посещаешь ли ты другие библиотеки кроме школьной?». По сравнению с предыдущими результатами положительная динамика наблюдается в экспериментальных группах, особенно в ЭГ2 – примерно на 30%. В контрольной группе круг посещаемых библиотек резко сократился.

Рисунок 6 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя дома книги и сколько?» В КГ данные остались без изменений, тогда как в ЭГ1 и ЭГ2 возросло число книг, находящихся в домашней библиотеке, что позволяет предположить заинтересованность родителей читательскими интересами детей.

Рисунок 7 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Что тебе хотелось бы получить в подарок?» выбрали книгу не более 10 человек в каждой экспериментальной группе и не более 5 в контрольной. Кроме того, во всех трех группах возрос интерес к другим средствам получения информации (планшет, телефон), что связано с развитием технического прогресса.

Рисунок 8 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя любимый литературный герой?». Если в предыдущем анкетировании наблюдались затруднения с выбором героя, соответствующего внутренним потребностям младшего школьника, то на заключительном этапе экспериментальные группы определились с выбором любимых героев. В контрольной группе преобладает чтение комиксов и, соответственно, круг героев достаточно широк.

Рисунок 9 – Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Советуют ли тебе родители, что читать?» В положительную сторону изменилось отношение к чтению в Эг1 и ЭГ2, произошел переход от принудительного чтения к рекомендательному. В КГ мнение родителей не влияет на выбор книг детьми.

По приведенным графикам можно сделать вывод, сдвиг произошел в положительную сторону, учащиеся стали больше уделять времени чтению, в экспериментальных классах заметна большая самостоятельность при выборе книг, появились любимые литературные герои. Данные приведенной анкеты были бы неполными без анализа читательских формуляров, которые мы приведем в сравнении с предыдущими результатами.

Таблица 3.

Результаты анализа читательских формуляров учащихся

на контрольном этапе

Общее количество прочитанной

литературы

Журналы развлекательного характера

Художественная

литература

Энциклопедии и справочники

2013г.

2014г.

2013г.

2014г.

2013г.

2014г.

2013г.

2014г.

504

678

312

350

185

303

7

25

280

312

120

94

150

187

10

31

490

510

346

362

136

138

8

10

Из количественных данных мы видим увеличение прочитанного во всех трех классах. Увеличилось число прочитанных энциклопедий, художественной литературы. Но данные анкеты и анализ читательских формуляров дают только неполные данные, наибольшую информацию мы получили из наблюдений и бесед с детьми. В сравнении с предыдущими данными получились следующие изменения.

Таблица 4.

Результаты наблюдения на контрольном этапе

Критерий

Год

ЭГ1

ЭГ2

КГ

Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

2013

Читают больше программных произведений, в целом положительное отношение.

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Отношение к чтению среднее, детей больше заставляют читать.

2014

Учащиеся активно читают художественную литературу. Положительное отношение к чтению возросло.

Отношение к чтению возросло в положительную сторону.

Изменения незначительные, а у некоторых детей отношение стало более отрицательным («меня заставляют»).

Заинтересован-ность конкретными книгами ("хочу эти книги").

2013

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

Заинтересован-ность ситуативная под влиянием рекламы или обмена опытом.

2014

Появились предпочтения в выборе книг и журналов определенной тематики

(большинство отдает предпочтение приключениям и рассказам). Происходит обмен книгами.

Появились предпочтения в выборе книг и журналов определенной тематики.

(большинство мальчиков читает приключения, а девочки сказки). Происходит обмен книгами. Увеличилось чтение энциклопедий.

Лишь у некоторых детей есть заинтересован-ность определенными книгами, а в основном это чтение журналов развлекательного содержания и программные произведения.

Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги").

2013

Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости.

Из всего класса только 1 ребенок может соответствовать данному утверждению.

Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости

2014

Такому утверждению могут соответствовать лишь немногие, но наблюдается положительная динамика.

Большинство детей в группе имеет положительное изменение.

Изменений в этом классе нет. Увлеченных чтением детей нет, читают по необходимости.

Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

2013

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают.

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают.

Стремление поделиться прочитанным есть у всех, но носит соревновательный характер, дети хвастаются тем, что читали, а не тем, что знают.

2014

Участвуют в литературных играх и конкурсах, ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Охотно пересказывают прочитанные книги.

Участвуют в литературных играх и конкурсах ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Охотно пересказывают прочитанные книги.

Участвуют в литературных играх и конкурсах ориентируются в названиях книг, героях, авторах, сюжетах. Пересказывают прочитанные книги.

Для определения уровня сформированности читательского интереса младших школьников на констатирующем этапе мы заполнили следующую таблицу.

Таблица 5

Уровни сформированности читательского интереса младших школьников.

Критерии

Положитель-ное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать").

Заинтересован-ность конкретными книгами ("хочу эти книги").

Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги").

Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Уровень сформированности читательских интересав младших школьников

ЭГ1

+

+

-

+

средний

ЭГ2

+

+

-

+

средний

КГ

+

-

-

+

низкий

Из приведенной таблицы наглядно видно, что высокий уровень сформированности читательских интересов нет ни у одной из групп, средний уровень в ЭГ1 и ЭГ2, а в контрольной группе уровень остался без изменений.

В совокупности все проведенные методики позволяют говорить что наши экспериментальные классы показали более высокие результаты, чем контрольный. Мы установили, что систематические и разнообразные формы внеурочной деятельности, создание условий, использование творческих видов работ, учет индивидуальных интересов и творческих возможностей учащихся начальной школы, расширение круга чтения младших школьников способны повысить уровень читательских интересов.