3.4. Вариант d. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ требования к материально-техническому обеспечению дают общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования.
Кадровое обеспечение.
Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают как общие для всех категорий детей с ОВЗ, так и специальные требования, которые должны быть реализованы в процессе образования обучающихся данной категории.
Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по ЛФК, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).
В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Специалисты, реализующие специальные индивидуальные образовательные программы для детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями, должны иметь высшее или среднее образование специального профиля и пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в объеме не менее 144 часов:
- учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-логопед – высшее специальное (дефектологическое) образование по специальности «Олигофренопедагогика», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- учитель-логопед – высшее специальное (дефектологическое) образование по специальности «Логопедия» или «Сурдопедагогика», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- педагог-психолог – высшее психологическое образование по специальности «Специальная психология», «Педагогическая психология», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- социальный педагог – высшее педагогическое или психологическое образование по специальности «Социальная педагогика» («Социальная психология») или другой педагогической специальности с последующим повышением квалификации по социальной педагогике, прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- специалисты, получившие высшее образование в условиях современной двухуровневой подготовки (бакалавры) должны иметь высшее специальное (дефектологическое) образование и должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и иметь соответствующие сертификаты;
- специалисты с высшим или средним профессиональным образованием общего профиля: воспитатель, тьютор (ассистент, помощник), учитель физической культуры, учитель музыки, педагоги дополнительного образования – должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и иметь соответствующие сертификаты;
- врачи (психиатр, невролог, педиатр) должны иметь соответствующее медицинское образование.
Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 101525
Все специалисты, участвующие в реализации специальных индивидуальных образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями, должны владеть методами командной мультидисциплинарной работы.
В целях реализации мультидисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных), медицинских и научных организаций, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации специальных индивидуальных образовательных программ обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.)
Мультидисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся с ТМНР: психолого-педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной образовательной программы, реализация и корректировка программы, анализ результативности обучения.
Некоторые дети с ТМНР по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях 26. Администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.
У специалистов, включенных в образование детей с ТМНР, должны быть сформированы педагогические компетенции, необходимые для работы с данной категорией обучающихся:
- наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями, их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;
- понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями;
- знание этиологии сложных и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития детей с множественными нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения детей;
- наличие представлений о своеобразии психофизического развития данной группы детей;
- понимание специальных образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития;
- понимание цели образования данной группы обучающихся как развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;
- учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;
- способность к разработке специальных индивидуальных образовательных программ; к адекватной оценке достижений в развитии и обучении детей;
- наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения детей с различным сочетанием первичных нарушений;
-активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;
- понимание наиболее эффективных путей организации и определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР нарушениями в семье;
- умение организовать взаимодействие воспитанников с детьми и взрослыми, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;
- наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями детей с ТМНР;
- наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;
- наличие способности к работе в условиях мультидисциплинарной команды специалистов.
Для администрации образовательных организаций, в которых обучаются дети с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, а также для педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы детей с использованием междисциплинарных подходов в объеме не менее 144 часов не реже, чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право проведения данного вида образовательной деятельности.
Финансово-экономические условия.
Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с умственной отсталостью (с ТМНР) должны:
- обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта;
- обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Структура расходов на образование включает:
- образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана;
- сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации;
- консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка;
- обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.
Для образования детей с ОВЗ предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение применительно к четвертому варианту стандарта устанавливается с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки ребёнка с умственной отсталостью.
Расчет объема подушевого финансирования общего образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в индивидуальной программе обучения и в индивидуальном учебном плане, разработанными образовательным учреждением.
Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение образовательной организации, определяется также с учетом количества классов. За каждым классом закрепляется количество ставок специалистов, установленное нормативными документами Министерства образования РФ.
1. Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана. Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка.
Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО.
2. Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО.
3. В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области, включенной в ИУП.
4. Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования детей с ТМНР с учетом ИПО и индивидуальной программой реабилитации (ИПР).
Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:
- предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Материально-технические условия.
В соответствии с концепцией ФГОС материально-техническое обеспечение образования детей с умственной отсталостью (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы детей. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР;
- организации временного режима обучения;
- организации учебного места ребёнка с ТМНР;
- техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии);
- специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей;
- обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
1. Организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ТМНР должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
-к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью (ТМНР) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),
- помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
- актовому, спортивному залам, бассейну, залу лечебной физкультуры, сенсорной комнате;
- кабинетам медицинского назначения;
-помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
- туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью (ТМНР) является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образовательной организации.27С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения).
В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс детей с ТМНР, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности (об этом подробнее п.4).
2. Организация временного режима обучения;
Временной режим образования детей с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в специальной индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия/урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния детей.
3. Организация учебного места ребёнка с ТМНР.
Рабочее / учебное место ребёнка с ТМНР создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих умственной отсталости нейросенсорных нарушений и нарушений опорно-двигательного аппарата.
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ТМНР необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.
Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др.
Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.
4. Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии).
Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии (известные в зарубежной практике, как Assistive Technologies – АТ). Для достижения ребенком большей независимости в передвижении, коммуникации и облегчения доступа ребенка с ТМНР к образованию необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
К ассистирующим технологиям относятся:
- индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);
- подъемники;
- приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
- электронные адапторы, переключатели и др.
Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.
5. Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей с ТМНР.
Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:
- специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится доступной.
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:
- предметов различной формы, величины, цвета,
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
- программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
- калькуляторы и другие средства.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся с ТМНР осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. Подготовка к практике трудового взаимодействия обучающихся с ТМНР начинается с формирования у них элементарных действий с предметами, диапазон которых постепенно расширяется, увеличивается время выполнения таких действий и меняются их качественные характеристики. Постепенно они переходят в разряд трудовых операций. Для обучения предметным действиям, трудовым операциям образовательной организации требуется разнообразные материалы, предметы, игрушки, инструменты.
На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.
6. Обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ТМНР.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с ТМНР.
Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.)
Информационно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ начального общего образования для умственно отсталых детей (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
- необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности;
- характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
Раскроем каждое из перечисленных требований к информационно-методическому ресурсу.
Необходимая нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности.
Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование детей с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.
Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (или законные представители) и специалисты образовательной организации, в которой обучается ребенок. С учетом того, что часто ребенок в силу тяжести имеющихся нарушений развития не может адекватно участвовать в информационном обмене, ответственность за его осуществление ложится на родителей ребенка и специалистов, которые его обучают. Особые образовательные потребности ребенка требуют координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка с ТМНР (врачей, социальных работников, тьюторов и др.). В связи с этим информационный обмен должен происходить на этапах планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Фиксирование его в целом и отдельных этапов с последующим анализом и обсуждением между участниками позволит обеспечить прозрачность образовательного процесса и обоснованность выбора его средств.
Организация и технология осуществления информационных связей должна находится в зоне ответственности образовательной организации и регулироваться локальным ее актом.
Получение доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
С учетом того, что в системе специального образования в настоящее время лишь десятая часть специалистов имеет профильное высшее образование необходимо обеспечить возможность получения качественной информации. Специалисты и родители должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Возможность размещения материалов и работ в информационной образовательной среде.
Накопление информационно-методических материалов по образованию детей с ОВЗ и в частности детей с ТМНР позволит создать банк данных методического обеспечения процесса образования таких детей, как на уровне региональных органов управления образованием, так и образовательной организации. Размещаемые для общего доступа на соответствующих сайтах материалы, должны иметь высокую экспертную оценку специалистов.
Для распространения информационных ресурсов образования детей с ТМНР и совершенствования их качества важно обеспечить возможность информационного обмена в форме обсуждений на интернет-форумах, конференциях и круглых столах. Для этого предусмотреть в программах развития образования на федеральном и региональном уровне соответствующие мероприятия.
1 Часть 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2 «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц». (Пункт 6 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
3 «Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся». (Часть 4 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
4 Часть 1 статьи 66 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5 Статья 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6 Статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
7 Статья 11, часть 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
8Части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
9 Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
10 Не имеется в виду надомное обучение.
11 Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»)
12Ст. 12, ч. 5 и 7 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 n 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
13Ст. 79,ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
14Законодательство РФ в области образования включает в себя: Конституцию РФ, федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (ст. 4, ч. 1Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской федерации»).
15Ст. 79, ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
16Ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
17Законодательство российской федерации в области образования включает в себя: Конституцию РФ, федеральныйзакон РФ «Об образовании в Российской федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 федерального закона РФ «Об образовании в российской федерации»)
18 Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
19 Части 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
20 Статьи 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)
21 Статьи 29, 97 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)
22 Часть 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
23 Часть 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
24Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 года №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изм. и доп. от 26 декабря 2000 г.)
251.Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
26 Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
27 Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)
- ФедеральнЫй государственнЫй образовательнЫй стандарт начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1.1. Общая характеристика стандарта
- 1.2. Назначение стандарта
- 1.3. Общая характеристика вариантов основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- II. Требования к структуре и результатам освоения вариантов основной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.1. Вариант а. Требования к структуре и результатам освоения основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.2. Вариант в. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.3. Вариант с. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.4. Вариант d. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.1. Вариант а. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 3.2. Вариант в. Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.3. Вариант с. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.4. Вариант d. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.