logo search
ТОХФ / 1 группа (ХТУМ) / Шпаргалки - Дигуров - 2004 / шпоры

Устройство, маркировка и освидетельствование баллонов

Устройство. Давление в баллонах со сжатыми газами достигает 15 МПа, поэтому их изготавливают главным образом из бесшовных цельнотянутых стальных труб. Для газов с низким давлением до 3 МПа допускается применение сварных баллонов. Каждый баллон имеет вентиль для наполнения и отбора газа. Боковые штуцера вентилей баллонов, наполняемых водородом и другими горючими газами, имеют левую резьбу, а баллонов, наполняемых кислородом и другими негорючими газами, - правую резьбу. Это предотвращает использование баллонов не по назначению. Боковые штуцеры вентилей баллонов защищаются заглушкой, а сами вентили - металлическими или пластмассовыми колпаками.

Для устойчивости в вертикальном положении на нижнюю сферическую часть баллона насаживается стальной башмак.

При заполнении баллонов сжиженными газами оставляют свободный объем, составляющий примерно 10% от всего объема баллона, так как с повышением температуры давление сжиженного газа, полностью заполняющего баллон, может значительно превысить допустимое.

Маркировка. При изготовлении баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов их окрашивают в определенный цвет, соответствующий цвету, присвоенному газу, для которого предназначен баллон.

Газ

Балон

Текст

Цвет текста

Цвет полосы

N2

черн.

азот

желт.

коричн.

H2

т. зел.

водород

красн

-

O2

голуб.

кислород

черн

-

CO2

черн

углекислота

желт

-

NH3

желт

аммиак

черн

-

Окраска баллонов и надписи на них могут производиться масляными, эмалевыми или нитрокрасками.

На верхней сферической части баллона наносятся клеймением следующие данные:

Место на баллонах, где выбиты паспортные данные, должно быть покрыто бесцветным лаком и обведено отличительной краской в виде рамки.

Освидетельствование. Баллоны, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическому освидетельствованию не реже, чем через 5 лет.

Баллоны, заполненные газами, вызывающими коррозию (хлор, фосген, сероводород, сернистый ангидрид, хлористый во­дород и др.), не реже чем через 2 года.

Освидетельствование баллонов, за исключением баллонов для ацетилена, включает:

Осмотр баллонов проводится с целью выявления на их стенках коррозии, трещин, плен, вмятин и других повреждений (для установления пригодности баллонов к дальнейшей эксплуатации). Перед осмотром баллоны должны быть тщательно очищены и промыты водой, а в необходимых случаях промыты соответствующим растворителем или дегазированы.

Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхности выявлены трещины, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, надрывы и выщербления, износ резьбы горловины, а также на которых отсутствуют некоторые паспортные данные, должны быть выбракованы.

Проверка массы и емкости. При отсутствии указанных выпи дефектов проверяют массу и емкость баллона. При потере в массе или увеличении емкости баллоны переводят на работу со сниженным давлением или бракуют.

Гидравлическое испытание осуществляется пробным давле­нием, равным 1,5 рабочего давления, в течение 1 мин. После гидравлического испытания баллоны выдерживают в течение 2 мин при рабочем давлении.

После гидравлического испытания баллоны (кроме ацетиленовых) подвергают пневматическому испытанию давлением, равным рабочему давлению, причем баллоны погружают в ванну с водой на глубине не менее 1 м.

Баллоны для ацетилена, наполненные пористой массой, при освидетельствовании испытывают азотом под давлением 3,5 МПа; при этом баллоны должны быть также погружены, в воду на глубину не менее 1 м.

Чистота азота, применяемого для испытания баллонов должна быть не ниже 97% по объему.