logo search
ekzamen_pedagogika_Vosstanovlen

18 Нормы профессиональной этики социального педагога.

Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

В отличие от стихийно формирующейся нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п. Этика рационально осмысливает, развивает и формализует некоторые интуитивно очевидные для нас истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений.

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.

Понятие профессиональной этики

Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью.

Этические нормы и ценности социального педагога

Изучив личностные качества социального педагога, не труд­но понять, что не каждый человек пригоден для социально-пе­дагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхожде­ния, веры, социального статуса, приносимой им пользы обще­ству, — переходит из разряда философских категорий в стой­кое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социаль­ному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам клиента.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социально­го педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного до­стоинства есть условие и предпосылка личностной и социаль­ной ответственности. Оно включает: чувство безопасности — принятие ответственности за собственную жизнь; чувство иден­тичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то груп­пе; чувство цели — определение смысла жизни, умение прини­мать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме.