13.Программированное обучение: сущность, принципы и средства
Определения и особенности программированного обучения - Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением.
Обучающая программа состоит из последовательности шагов: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу.
В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения.
1. Линейная система программированного обучения, согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе.
2. Разветвленная программа программированного обучения. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано немало других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Многочисленные системы программированного обучения не имели первоначально особого психологического обоснования и разрабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программированного обучения до сих пор не создана.
Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уровень обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
- 1.Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.
- 2.Основные категории педагогики и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование.
- 3. Методы научно – педагогического исследования.
- 5.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 6.Сущность обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- 7.Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 8.Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- 10.Принципы обучения. Характеристика принципов обучения.
- 11.Объяснительно – иллюстративное обучение: сущность, особенности, принципы, функции.
- 12.Теория проблемного обучения Теория проблемного обучения.
- 13.Программированное обучение: сущность, принципы и средства
- 14.Теории развивающего обучения.
- 15.Личностно – ориентированное обучение
- 16 И 17.Содержание образование как фундамент базовой культуры личности. Теоретическое представление о содержании образования.
- 19.Характеристика учебных программ, учебников, учебных пособий.
- 20.Методы обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике.
- Классификация методов обучения
- 21.Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний.
- 22.Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности.
- 23.Понятие «формы организации обучения». Общая характеристика классно – урочной системы обучения.
- 24.Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.
- Нестандартные уроки
- 4. Оформление кабинета
- 5. Факультативная или кружковая работа
- 26.Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 28.Индивидуализация обучения. Реализация индивидуальной образовательной траектории.
- 29.Дифференциация обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 30.Профильная школа как средство дифференциации обучения. Цели профильного обучения. Особенности содержания, модели организации.
- 31.Авторские школы.
- 32.Инновационные образовательные процессы.
- 33.Воспитание как культурно-исторический феномен.
- 34.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- 35. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 36.Современные методологические подходы к воспитанию.
- 37. Гуманистический подход к воспитанию.
- 39. Закономерности воспитания. Характеристика основных закономерностей воспитания.
- 40. Понятие"принципы воспитания" . Анализ принципов воспитания в различных педагогических теориях.
- 41. Основные направления Воспитания. Содержание воспитания.
- 42.Система методов воспитания. Характеристика отдельных методов воспитания.
- 43. Формы воспитания ,их характеристика.
- 45.Типология воспитательных систем. Гуманистические воспитательные системы.
- 46.Этапы становления и развития воспитательной системы.
- 47.Характеристика авторских воспитательных систем (по выбору студента).
- 48.Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки коллектива. Типы и структура коллектива.
- 49.Динамика и основные этапы развития ученического коллектива. Особенности педагогического руководства детским коллективом на разных этапах его развития.
- 50.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 51.Семья как социокультурная среда воспитания.
- 52.Государственно – общественный характер управления системой образования.
- 53.Демократизация и гуманизация как основной путь обновления управления школой.
- 54.Основные направления модернизации системы образования рф.
- 55. Школа как педагогическая система и объект управления. Системный подход – методологическая основа управления школой. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- 56. Педагогический анализ как функция управления педагогической системой.
- 57. Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
- 58. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
- 59. Управленческая культура руководителя: понятие, структурные элементы.
- 60.Роль и место контроля в управленческом цикле. Роль контроля в управлении организацией
- Определение контроля
- Виды контроля
- Направления контроля
- Нюансы контроля
- 61. Повышение квалификации педагогических кадров.
- 63. Квалификация и аттестация педагогических кадров.
- 64.Законодательство рф в области образования.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Система образования
- Глава III. Управление системой образования
- Глава IV. Экономика системы образования
- Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование
- Глава VI. Международная деятельность в области образования