logo search
олиго воспитание лекции 2

Лекция XVII.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Роль коллектива. Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.

Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.

Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:

«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»1.

Первая и важнейшая особенность детского коллектива специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся. С первой особенностью связаны и все остальные.

Здесь необходимо прежде всего отметить трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению со здоровыми детьми характер. Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития. Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже мешает создать детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида. Особенности психики и недоразвитие высших психических процессов и свойств личности ребенка с нарушением интеллекта сужают круг его отношении и связей, сфера и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, носят чисто ситуационный характер.

На основании сказанного можно сформулировать ряд требований к структуре коллектива детей с нарушениями интеллекта, к содержанию и к организации его деятельности. Так, организационное строение коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида должно отличаться более простой структурой. В создании коллектива виднейшее место должна занять организация классного коллектива который нужно перенести центр всей жизни и деятельности учащихся. Работе по созданию коллектива должно предшествовать пробуждение у детей потребности в общении, организация связей между ними, приучение школьников к участию в этих связях, упражнение в солидарных действиях, в товарищеских отношениях друг к другу, в коллективной деятельности.

Следует отметить, что образование необходимых взаимосвязей и активного взаимодействия между коллективом детей с нарушением интеллекта и учеником — дело весьма сложное. А между тем без этого не может осуществляться благотворное взаимовлияние коллектива и ученика, а стало быть, и взаимный их рост и развитие. Образование указанных взаимосвязей зависит от многих факторов: от степени понимания учеником целей и значения коллектива, от осознания им своей принадлежности к коллективу, своего места и роли в нем. Образование указанных взаимосвязей зависит от понимания общности и единства личных и коллективных целей и интересов; от осознанного отношения к товарищам, к коллективу и его требованиям; от требовательности к себе и к другим; от активного и инициативного участия в жизни коллектива и т. д. Вместе с тем важно и отношение коллектива к ученику. Важной чертой коллектива является создание общественного мнения, которое достигается лишь специальной и длительной педагогической работой, постоянной поддержкой со стороны учителя.

Само собой разумеется, что формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания данного ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера. Надо всегда помнить такую важную особенность, что ученическому коллективу в специальной коррекционной школе VIII вида недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода. Ученический коллектив специальной коррекционной школы VIII вида (как и отдельный ребенок-олигофрен) склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и более высокими по идейному уровню перспективами и может быть достигнуто лишь в результате специальной и длительной педагогической работы.

Наконец, необходимо отметить, что в коллективе детей с нарушением интеллекта самостоятельность и активность, самодеятельность и инициатива развиваются на уровне более низком, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление интеллектуальной, познавательной активности. Эта особенность связана с присущим ребенку с нарушением интеллекта общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности.

Как видим, ученический коллектив в специальной коррекционной школе VIII вида имеет весьма ограниченные возможности развития и более узкие рамки деятельности. Кстати отметим, что если удается в доступных учащимся пределах добиться, чтобы коллектив проявлял известную требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у ребят необходимую требовательность к себе, что связано с особенностями мышления и личности ученика специальной коррекционной школы VIII вида в целом.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида.

Развитие инициативы и самостоятельности учащихся в значительной мере способствуют различные виды общественно полезной трудовой деятельности, многообразные формы кружковой и массовой внешкольной работы.