1.3 Критерии нравственной воспитанности
Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности младшего подростка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье - может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих -- ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествами свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качество их учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.
В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.
Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим подросткам:
От них требуется:
-- «знать, что они граждане своей страны;
-- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
-- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
-- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
-- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
-- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
-- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
-- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.» [18, с.274,275,277]
В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания школьников
- 1.1 Основные понятия и задачи нравственного воспитания личности
- 1.2 Содержание нравственного воспитания
- 1.3 Критерии нравственной воспитанности
- Глава 2. Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства
- 2.1 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности
- Заключение
- Нравственное воспитание и мировоззрение школьников:
- Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства
- Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников