logo
Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также критерии нравственной воспитанности, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

Рассматривая данную проблему, пришли к следующим выводам. Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Успешному формированию нравственных качеств способствуют:

личный пример учителя;

полное раскрытие и понимание содержания нравственности, ее значимости в обществе и в самой личности;

использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

различные средства искусства.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только организация учебного процесса, но и его содержание.

Список использованной литературы

Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.

Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.

Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988.

Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.

Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.

Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.

Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7.

Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998.

Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск., 1990.

Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.

Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М.: Просвещение, 2005.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001.

Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.

Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1999.

Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1998.

Попов Л.А. Этика. - М., 1998.

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002.

Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.

Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4.