2.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ
Как уже говорилось выше, надежность теста характеризует степень устойчивости результатов тестирования каждого испытуемого. Методы оценки надежности заключаются в вычислении коэффициента надежности разными способами.
Метод 1 - метод половинного деления. Тест делится на две равные части и подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемыми по каждой из половин. Полученные величины коррелируются между собой по формуле Пирсона [21]. Полученный коэффициент показывает надежность теста при коррелировании его половин, он говорит о внутренней состоятельности теста.
А. Коэффициент надежности теста вычисляется по формуле Спирмана-Брауна [21]:
,
где - коэффициент надежности теста по двум половинам.
В. Значение коэффициента надежности в этом методе интерпретируется следующим образом: если коэффициент надежности принимает значение от 0,8 до 1, то надежность хорошая, от 0,5 до 0,8 - удовлетворительная и менее 0,5 - неудовлетворительная.
2-й метод - метод подсчета средней корреляции заданий теста.
А. Надежность этим методом вычисляется по формуле [21]:
,
где - средняя корреляция, - сумма средних значений в корреляционной таблице [21, стр.13, табл.2], - общее число заданий.
В. Результаты вычисления в этом методе интерпретируются также как и в предыдущем.
3-й метод.
А. Коэффициент надежности вычисляется по формуле Кюдера-Ричардсона [20]:
,
где - число заданий в тесте, - сумма дисперсий заданий теста, - дисперсия.
В. Результаты интерпретируются аналогично предыдущим методам.
4-й метод - метод оценки высоких и низких достижений группы. Для расчета коэффициента надежности используется разбиение тестируемых на две группы. При достаточно большом количестве испытуемых каждая из этих групп составляет примерно 0,27 от общего количества.
А. Коэффициент надежности рассчитывается по формуле [20]:
,
где и - средние достижения групп с наиболее высокими и наиболее низкими результатами соответственно (группа испытуемых делится на две равные части) [20].
В. Результаты интерпретируются аналогично предыдущим методам.
Вывод: мы рассмотрели четыре метода нахождения надежности. В трех методах используют корреляционную связь, в одном учитывают достижения группы. Заметим, что коэффициенты надежности найденные разными методами отличаются. Приведем пример таблицы значений коэффициента надежности, полученный разными способами, который рассчитывался по результатам теста ЕГЭ [20].
Таблица 2. Значения коэффициента надежности, рассчитанного разными способами.
Метод половинного деления |
Метод подсчета средней корреляции |
Формула Кюдера-Ричардсона |
Метод оценки достижений группы |
|
0,864 (очень хорошая) |
0,773 (удовлетв.) |
0,784 (удовлетв.) |
0,508 (неудовлетв.) |
Из таблицы можно сделать вывод о значительной доле субъективной составляющей в методе оценки достижений группы, то есть коэффициент надежности теста, найденный с помощью этого метода, существенным образом зависит от уровня достижения испытуемых. Другие рассмотренные методы оценки надежности более объективны.
- Введение
- §1.1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА
- §1.2 СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА
- §1.3 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА
- ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ТЕСТИРОВАНИИ
- §2.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕСТОЛОГИИ
- 2.1.1 Предмет статистической обработки
- 2.1.2 Основные понятия статистики
- §2.2 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТЕСТА
- 2.2.1 Методы оценки валидности
- 2.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ
- 2.4 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ
- ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ТЕСТА ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА (ИП)
- §3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА ТЕСТА ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- §3.2 АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТЕСТА ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
- Глава 14. Диагностика в школе
- 18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
- 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
- 15. Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний. 10-балльная система оценивания учебных достижений учащихся.
- Содержание лекционного курса Социально-педагогическая диагностика в условиях современной общеобразовательной школы
- 3.5. Диагностика умственного развития и предметной успеваемости учащихся