2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей [12].
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).
Таблица 2
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
|
Информационно-аналитические |
Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
Социологические опросы Социологические срезы тесты анкетирование почтовый ящик информационные корзины |
|
Досуговые |
Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках "Встреча Нового года" "Масленица" "Праздник мам" "Праздник урожая" "Спортивный праздник с родителями" "Дог-шоу", "Семейные театры" различные выставки |
|
Познавате-льные |
Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
Семинары-практикумы педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей "КВН" "Педагогическое поле чудес" "Театральная пятница" "Педагогический случай" "Что? Где? Когда?" "Круглый стол" "Ток-шоу" "Телефон доверия" |
|
Наглядно-информационные: |
|||
информационно-ознакомительная форма; информационно-просветительская форма |
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. |
дни открытых дверей открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. выставки детских работ выставки совместных работ детей и родителей информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ выпуск газет, организация мини-библиотек использование современных технологий |
|
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. |
информационные стенды папки-передвижки тематические выставки минигазеты библиотеки по основным проблемам семейной педагогики |
Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.
Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как "Встреча Нового года", "Лучший папа", "Папа, мама, я - дружная семья" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
- 1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьей
- 1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
- Глава 2. Формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- 2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- 2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- 28. Содержание и организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- Тема 6.1 Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи
- Тема 28. Взаимодействие доо, семьи, школы, культурно-просветительских учреждений.
- 29. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании ребенка – дошкольника
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- 1. Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
- Тема 6.1. Ребенок и семья. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- 43. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей