2.1 Диагностика уровня развития хореографической образности у дошкольника
В исследовании участвовали 20 дошкольников, из них 10 детей входили в контрольную группу, с которые обучались по программе МДОУ, а 10 их сверстников обучались по разработанной нами программе в хореографическом классе.
Исследование включало тестирование уровня развития хореографической образности у дошкольника в начале и в конце исследования. Наблюдение проводилось в течение 6 месяцев.
Об уровне развития хореографической образности у дошкольника судили по результатам тестирования воображения с помощью различных методик.
1. Психодиагностика воображения осуществлялась по Р.С. Немову: «Вербальная фантазия» (речевое воображение), «Рисунок» и «Скульптура».
Воображение ребенка можно оценить по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, поделках, творческих эскизах танца и других продуктах творческой деятельности. Способы оценивания развитости воображения ребенка через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:
2. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если подросток пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
3. Богатство фантазии проявляется также в разнообразии используемых им образов в составлении танцевальных этюдов.
При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в этюде ребенка. Если общее число изображений в танце превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то школьник получает 1 балл. Если признаков в этюде мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
4. Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у зрителей.
Если образы, использованные ребенком в его этюде, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы вызывают к себе интерес со стороны зрителей и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание зрителей к которым, раз возникнув, уже затем не угасло и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа подростка оценивается по высшему баллу - 2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.
Выводы об уровне развития. 8 - 10 б. - высокий. 4 - 7 б. - средний. 0 - 3 б. - низкий.
По своей природе детское воображение синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Результаты, полученные в ходе реализации методики развития воображения, представлены на диаграммах (рис.1-2). На диаграммах видно, что исходный уровень развития хореографической образности у дошкольника в обеих группах практически одинаковый.
Фантазия (воображение) дошкольника на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Так в начале исследования (рис.1) почти у половины детей уровень развития хореографической образности низкий. Это связано с тем. Что дошкольник мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Из диаграмм видно (рис. 2), что в конце исследования почти у половины дошкольников в экспериментальной группе уровень развития хореографической образности высокий, и лишь у одного дошкольника низкий.
Рис. 1. Распределение дошкольников по уровню развития хореографической образности в начале исследования
Рис. 2. Распределение дошкольников по уровню развития хореографической образности в конце исследования
Таким образом, можно предположить, что в этом возрасте может эффективно формироваться и развиваться хореографическая образность, как важная часть творческих способностей и воображения, с помощью специальной методике его развития, представленной в главе 2.2.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты работы над художественным образом в и хореографическом коллективе дошкольников
- 1.1 Психолого-педагогические аспекты понятия художественного образа
- 1.2 Психологический портрет дошкольника
- 1.3 Роль занятий хореографией в системе дошкольного образования в творческом развитии дошкольника. Современные тенденции и проблемы
- Глава 2. Практические аспекты использования методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками
- 2.1 Диагностика уровня развития хореографической образности у дошкольника
- 2.2 Методические рекомендации по использованию методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе
- Билет 2. Любительское хореографическое творчество 20-х годов XX века
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- Примерная тематика курсовых работ по учебному курсу «Педагогика народного художественного творчества»
- 1.2 Детский самодеятельный хореографически коллектив как воспитательно-образовательная среда
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- 38.Любительское художественное творчество в структуре социально-культурной деятельности
- § 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива
- 42. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества.
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- Работа балетмейстера над созданием хореографического образа.