1.1 Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы
«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности»
«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»
Предпрофильное обучение в девятых классах планируется как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе.
Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Предпрофильное обучение - это не самостоятельная система. Оно является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Оно нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. [13, 22]
Цели предпрофильного обучения. Сначала рассмотрим общее понятие целей, Цель - конкретный, охарактеризованный качественно, а где это возможно, то и корректно количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно реально достичь к определенному времени. Желаемый результат становится целью, если:
- в содержательном отношении максимально соответствует потребностям и обладает побудительной силой для субъекта деятельности;
- есть возможности для его получения;
- определены сроки для его получения;
- он сам задан операционально, то есть таким образом, что его достижение можно измерить.
Каково содержание целей предпрофильного обучения и чем оно отличается от целей углубленного преподавания предметов и целей профессиональной ориентации? Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10 - 11 классах. Таким образом, предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, то есть высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю. Если школа достигла указанных результатов, ее работу по предпрофильному обучению можно считать успешной.
Для того чтобы перечисленные результаты стали целями конкретной школы или муниципальной системы образования, необходимо оценить возможности для их реализации, определить сроки их достижения во времени и по отношению к учащимся. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников. [14, 21]
Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися элективных курсов. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течении учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям.
Профильное обучение строиться на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.
Еще один обязательный принцип обучения - это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера.
Новым для школы принципом функционирования системы является ее открытость. Оценка успешности учащихся будет выполняться независимыми от школы экспертами, и подтверждаться документально, например, специальными сертификатами. Система предпрофильного обучения интегрируется в большую систему - в муниципальную образовательную сеть. Именно сеть позволит решить стоящие перед предпрофильным обучением задачи.
Учебный процесс предпрофильного обучения будет осуществлять по учебному плану, в соответствии с которым на изучение курсов не обязательно будет отводиться 1 час в неделю. Планом предусматриваются и другие возможные варианты. Учащиеся будут изучать курсы в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программы Это могут быть и многочасовые тренинговые занятия в течении одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для самостоятельной работы учащихся. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные инновационные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.
Каждая отдельная педагогическая система интегрируется в большую систему - муниципальные и межмуниципальные образовательные сети.
Сеть - новое понятие в образовании.
Что же представляет собой муниципальная образовательная сеть? В образовании понятие «сеть» в недавнее время употреблялась в науке и практике только в связи с муниципальными образовательными сетями. Муниципальные сети включают в себя учреждения дошкольного, основного и дополнительного образования. Сеть - это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели.
Предполагается, что сеть предпрофильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений. Прежде всего это школы. В их задачи будет входить проведение предметных и межпредметных элективных курсов, организация мероприятий для накопления информации в портфолио. К выполнению этой функции целесообразно подключить также учреждения дополнительного образования и профессионального обучения (колледжи, техникум, вузы и др.), обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения, а также различных видов рейтинговых состязаний. Помимо учреждений образования, в сеть войдут муниципальные методические и психологические службы. На них будут возложены различные вспомогательные функции, например, по подготовке кадров и оказанию консультативной помощи, учащимся и родителям.
Образовательные сети предпрофильного обучения должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе профиля обучения в старшей школе. В связи с этим муниципальные сети должны отвечать определенным требованиям.
Требования к муниципальной образовательной сети.
1. По мощности. Сеть должна обладать мощностью, достаточной для получения предпрофильной подготовки всеми учащимися 9 классов. В связи с этим количество посадочных мест в учреждениях сети должно соответствовать количеству учащихся 9 классов с учетом методики преподавания курсов и требований к наполнению групп, а также наличия у учащихся возможностей для выбора. Это означает, что по наиболее востребованным курсам количество посадочных мест должно быть большим.
2. По полноте предлагаемых услуг. Перечень образовательных услуг в сети должен быть полным. Это означает, что в учебные планы предпрофильного обучения должны быть включены элективные курсы всех трех видов, предметные, межпредметные и ориентационные, по всем избираемым учащимися профилям обучения старшей школы.
3. По вариативности. Сеть должна иметь такое количество элективных курсов, чтобы у учащихся был выбор места, продолжительности изучения курса, режима занятий, содержания обучения, должны быть предложены избыточно.
4. По доступности. Чтобы образовательные услуги в сети были доступными, учреждения, проводящие избранную учащимися предпрофильную подготовку, должны находиться в непосредственной близости от места проживания школьников или «приближаться» к ним с помощью других технологий, например, можно организовать доставку учащихся на курсы. Доступность образования обеспечивается также его бесплатностью.
5. По гибкости. Чтобы сети были гибкими, должны иметься возможности для их быстрой и экономической перестройки, в соответствии с изменяемостью ситуации. Это обеспечивается диффренцированностью и вариативностью сети, что дает возможность иметь «запасные», «страховочные» варианты.
6. По надежности функционирования сети. Под надежностью понимается отсутствие сбоев в функционировании сети: максимальное и качественное удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Надежность функционирования сети обеспечивается в свою очередь ее гибкостью. Чем больше в сети страховочных и запасных вариантов, которые можно использовать в случае возникновения сбоев (болезнь или увольнение учителя, нехватка транспорта), тем более гибкими и вариативными являются сети.
7. По обоснованности избранных форм сетевого взаимодействия. Сеть должна иметь соответствующие ее собственным особенностям формы взаимодействия между учреждениями образования. Это означает, что избираемые формы совместной работы учреждений будут в сетях различными в зависимости от размеров, плотности, кадрового обеспечения сети, оснащенности учреждений оборудованием и др.
8. По рациональности размещения мест для проведения предпрофильной подготовки по территории (района, города, округа и др.). Сети должны обеспечить доступность мест проведения предпрофильной подготовки для всех учащихся, желающих ее получить. Это определяется размером сети, ее мощностью, плотностью, дифференцированностью и вариативностью.
Проектирование образовательной сети.
Одной из самых актуальных задач для руководителей является задача создания муниципальных образовательных сетей.
Сеть - это сложное явление. Она создается не сразу и постоянно развивается, не являясь каким-то статичным мертвым образованием. В работе руководителей по проектированию сети выделяются три основных этапа:
Первый этап - подготовительный или прогностический. Этот этап деятельности руководителей включает в себя определение того перечня учреждений, которые войдут в сеть и их предполагаемых функций. На этом этапе выстраивается возможная архитектура связей сети, ее плотность, а также, определяются размеры. То есть, сеть прогнозируется и разрабатывается виртуально. Осуществляется:
- разработка школьных учебных планов с предложениями для учащихся и общего, то есть, сетевого плана;
- разработка карт образовательных территорий;
- подготовка буклетов с информацией для учащихся;
- подготовка информационных мероприятий для учащихся по ознакомлению с возможностями сети.
Второй этап - собственно создание реально действующей сети. На этом этапе проводится информирование учащихся и родителей о возможностях предпрофильного обучения. Проводится «рекламная кампания» по ознакомлению с сетью предпрофильных курсов. Учащимися осуществляется выбор содержания образования, простраиваются их индивидуальные траектории движения по сети. Вся поступившая от школьников информация обрабатывается и анализируется. На ее основе выстраиваются варианты (основные и запасные) сетевого воздействия учреждений. Определяется вид сети. Избираются формы сетевого взаимодействия между учреждениями и соответствующий особенностям способ управления сетью.
Третий этап - запуск сети. На этом этапе составляется и апробируется вариант расписания учебных занятий. Вводятся определенные формы сетевого взаимодействия учреждений. Проверяется надежность страховочных механизмов функционирования. Уточняются и корректируются формы и методы работы.
Остановимся на каждом из этапов создания сети более детально. Первый этап. Разработка прогностического варианта сети. Проектирование сети - прогностический этап деятельности. Чтобы спрогнозировать будущую образовательную сеть, необходимо хотя бы приблизительно знать, какие курсы предпочитают изучать школьники. Выявить предпочтения учащихся можно с помощью анкеты.
Ориентация на то, что наиболее предпочитают девятиклассники, позволит определить какие образовательные учреждения целесообразнее включить в сеть и сформировать обоснованные предложения в их учебные планы. Для определения перечня учреждений, которые должны будут войти в сеть, может быть использована следующая таблица. Она позволяет определить тот состав учреждений, который объективно необходим для выполнения задач сети.
Таблица 1.1.
Типы учреждений, включаемых в сеть, и их потенциальные роли
Задачи образовательных учреждений |
Название и номер учреждения |
|
Проведение предметных курсов |
||
Проведение межпредметных курсов |
||
Проведение ориентировочных курсов |
||
Информирование учащихся и родителей о возможностях предпрофильной подготовки |
||
Организация и проведение проб по профилям старших классов |
||
Создание мест для использования ресурса портфолио. Организация и проведение рейтинговых состязаний для накопления информации в портфолио. |
||
Диагностика зрелости выбора профиля обучения |
||
Комплектование профильной школы |
На первом этапе осуществляется разработка предложений для учащихся по предпрофильным курсам. Школьные учебные планы, а также общий сетевой план должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать концепции предпрофильного обучения;
- включать максимально полный набор элективных курсов;
- быть обеспеченными с точки зрения ресурсов;
- курсы должны быть избыточными и предоставлять учащимся возможность выбора;
- включенные в учебный план курсы должны отличаться побудительностью и быть интересными для учащихся.
Планы образовательных учреждений рекомендуется разрабатывать по следующей форме:
Форма для разработки предложений в сетевой учебный план
Таблица 1.2.
Форма для разработки предложений в сетевой учебный план
№ |
Название курсов |
Вид программы |
Кол-во часов |
Препода-ватель |
Методика |
Предполагаемый режим занятий |
|||||
Часов в нед. |
День нед. |
Сме-на |
Кол-во уч-ся в гр. |
Др. |
|||||||
Данная форма содержит информацию о названиях курсов и рекомендуемом режиме их проведения. Она облегчит выбор курсов учащимися и будет полезна для составления в дальнейшем сетевого учебного расписания. Аналогично школьным планам разрабатывается и сетевой учебный план, служащий основой для выбора курсов.
Помимо учебного плана содержащего перечень учебных курсов, учащимся должна быть дана образовательная карта округа. Она представляет собой карту-схему местности, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и учреждения на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение, помогающие девятиклассникам в выборе и построении своей собственной индивидуальной траектории обучения. Это:
- номера и тип учреждений;
- контактные телефоны учреждений;
- расстояние между учреждениями образования;
- транспорт и время в пути;
- условия обучения (наличие питания, библиотеки и др.);
- профили в старшей школе.
«Образовательная карта» может быть составлена и издана в виде рекламного буклета, брошюры, плаката. Она может быть представлена на электронных носителях РОНО и отдельных школ. Информированность учащихся о возможностях получения профессионального образования позволит им более осознанно сделать выбор содержания обучения в старшей школе.
Буклеты и образовательные карты не должны служить единственным источником информации для школьников. Так, предполагается проведение различных мероприятий, например, дней открытых дверей, открытого микрофона, презентация курсов, ярмарок и др. Для этого в учебном плане предпрофильного обучения выделено специальное время. Помимо этого, могут быть использованы средства массовой информации, различные виды уличной рекламы. Учащиеся должны быть ознакомлены с графиком мероприятий, которые проводятся в сети с целью пропаганды курсов предпрофильного обучения. Форма такого графика может быть следующей:
Таблица 1.3.
Форма плана-графика мероприятий образовательных учреждений по ознакомлению с возможностями муниципальной сети
№ |
Название мероприятия |
Содержание мероприятия, кому адресовано |
Где проводится: адрес учреждения, телефон, как проехать |
Когда проводится: дата, время |
|
План-график включает всю нужную информацию для посещения данных мероприятий школьниками.
Таким образом, на первом этапе основной задачей организаторов предпрофильного обучения как в районе (городе), так и в школе, станет задача наиболее полного информирования учащихся о ее возможностях.
Второй этап - это, собственно, создание муниципальной сети. На втором этапе образовательные учреждения знакомят учащихся с учебными планами и программами курсов предпрофильного обучения. В целях экономии времени может быть проведен форум или ярмарка, котором одновременно представляются курсы всех образовательных учреждений. По завершению знакомства осуществляется выбор школьниками своей траектории обучения. Наиболее простым вариантом является сбор анкет с указанием данных ученика и выбранных им элективных курсов. Учебный план на одного учащегося не должен превышать федеральные нормы. Это означает, что в течение учебного года каждый школьник сможет пройти только определенное количество курсов по 8, 12 и 36 часов.
Поступившая от школьников информация обрабатывается, в результате чего и формируется окончательный вариант учебного плана предпрофильного обучения. Называется он планом сетевого взаимодействия учреждений. В нем содержится информация, необходимая сетевым координаторам для составления расписания занятий, это данные об избранных курсах с указанием количества учащихся и номеров школ.
Таблица 1.4.
План сетевого взаимодействия учреждений в рамках предпрофильного обучения
Место проведения занятий №№ |
Название сетевых курсов и других форм занятий |
Ответствен-ные за проведение курсов, преподава-тели |
Количество учащихся |
Режим проведения занятий |
||||
По школам |
Из каких учреж-дений |
Всего |
Кол-во часов в неделю |
Другой режим занятий |
||||
СШ №3 |
Информацион-ная цивилизация |
Курнешова Л.М. |
4 3 15 |
№1 №7 №5 |
22 |
2 |
||
СШ №4 |
Все курсы избранные учащимися |
Бригада преподава-телей из школ района |
45 |
№4 |
45 |
36 |
3 недель-ных сессии в год |
Таким образом, сама образовательная сеть начинает формироваться только на втором этапе. В итоге может быть создана карта, указывающая способы сетевого взаимодействия учреждений.
Третий этап - запуск сети. Запуск сети - это обеспечение начала ее работы. Цель этого этапа состоит в уточнении деталей проекта сети (удобства расписания, форм доставки учащихся), т.е. проверке степени надежности функционирования созданной сети и выявлении ее слабых мест.
Наиболее трудоемкой работой на этом этапе может стать составление расписания. Если сети предполагают движение учащихся, то в целях упрощения данного процесса рекомендуется выделить общее для всех образовательных учреждений время, в которое будет проходить предпрофильное обучение. Это может быть один или два дня в неделю, полный учебный день, а также его первая или вторая половины. Например, предпрофильному обучению может быть отведен весь вторник и вторая половина четверга и т.д.
Управление муниципальной образовательной сетью
Как и любая друга социальная система, муниципальная сеть предпрофильной подготовки нуждается в управлении. Какая система управления необходима, зависит от особенностей сети. Управление сетями может носить как централизованный, так и децентрализованный характер. Централизованное управление предполагает наличие общего для всей сети управленческого центра, из которого поступают команды, обязательные для всех учреждений сети. Централизованные сети имеют общий для всех учреждений учебный план, общее расписание занятий, сетевых преподавателей, координаторов работы сети, систему подготовки кадров. Если единого центра нет, то управление предпрофильной подготовкой осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно. В этом случае значительно увеличивается объем координации. Каждое учреждение должно будет само координировать свою работу с другими. Оба варианта имеют право на существование. [14, 3]
Планирование процесса введения предпрофильного обучения
Одной из первых задач, которую предстоит выполнить руководителям, будет являться задача планирования работы по введению системы предпрофильного обучения. В чем же состоит назначение планов, какую роль они играют в жизненном или производственном сценарии?
Планы нужны для нескольких целей. Прежде всего, для того, чтобы быть уверенными, что мы знаем, чего на самом деле хотим (каковы наши цели) и как этого добиться (что для этого нужно делать). План служит средством контроля правильности избранных целей и действий. Если наши дела перестанут соответствовать нашему плану, то действуя по нему, желаемого результата мы не достигнем. Он необходим, чтобы как можно раньше реагировать на нежелательные изменения.
Особо важное значение план приобретает, когда в работе участвует не один человек, а группа. Тогда он становится средством согласования и координации их действий.
В результате, план позволяет значительно экономить ресурсы и, прежде всего - время. Стихийный процесс, в отличие от запланированного, менее экономичен, так как содержит больше неопределенностей.
Итак, план - это средство контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности. Хорошим считается тот план, который качественно выполняет свои функции. Назначение плана в практической деятельности руководителя предъявляет следующие требования к качеству планирования.
Показатели оценки качества планов:
1. Полнота состава действий - обеспечивается включением в план всего необходимого и достаточного для достижения поставленных целей.
2. Целостность и скоординированность действий - обеспечивается согласованностью действий образовательных учреждений между собой по содержанию и срокам.
3. Сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам: кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым - обеспечивается запланированностью всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения других ресурсов и в конечном итоге - для реализации целей.
4. Контролируемость - обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели, благодаря конкретности запланированных действий, их операциональности и выделению в плане контрольных точек.
5. Чувствительность к сбоям - состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои в реализации намеченного. Обеспечивается:
- контролируемостью промежуточных и итоговых результатов;
- определенностью времени, которое отводится в плане на отдельные действия;
- наличием резервного времени, нужного для устранения сбоев, то есть коррекции плана.
6. Реалистичность плана с точки зрения сроков реализации - обеспечивается достаточностью времени на выполнение запланированных действий и коррекции плана.
7. Гибкость планирования - обеспечивается чувствительностью плана к сбоям, его контролируемостью, а также вариативностью.
Для введения предпрофильного обучения нужно иметь три вида планов: стратегические, тактические и оперативные планы работы на месяц, неделю, день:
1. Стратегический план введения системы предпрофильного обучения.
2. План разработки системы предпрофильного обучения.
3. Планы реализации системы предпрофильного обучения по этапам деятельности.
4. Учебный план и программы элективных курсов по предпрофильному обучению.
5. Календарно-тематическое и поурочное планирование работы учителей школы и классных руководителей по предпрофильному обучению.
Содержание системы предпрофильного обучения
Система предпрофильного обучения включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей. Их реализация в практике по существу приведет к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников. Перечислим основные идеи предппрофильного обучения:
- введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных, межпредметных и ориентационных;
- введение активных методов преподавания элективных курсов;
- прохождение всеми учащимися 9-х классов курсов обучения выбору профиля образования;
- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся, по типу «портфолио»;
- зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика;
- проведение единого государственного экзамена для учащихся 9-х классов (малый ЕГЭ);
- переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально;
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 27.Агрошкола (а.А.Католиков).
- Психологическое содействие профильной подготовке школьников
- Агрошкола-интернат как воспитательная система
- Агрошкола (а.А. Католиков)
- 2.3 Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения.
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 7. Предпрофильная и профильная ориентация школьников