logo
Познавательный интерес школьников

1.3 Возможности использования игровых методов в процессе обучения технологии в школе

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок - это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками

На уроках технологии используются такие традиционные формы проведения занятий, как работа с устными и письменными текстами, в ходе которой учитель устно излагает учебный материал. Таковыми можно считать лекцию, беседу, рассказ, объяснение нового материала. Стимуляция активности школьников возрастает за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения, например, при выдвижении и последующем обосновании предложений (гипотез), при постановке проблемных вопросов, при организации дискуссионного рассмотрения нового материала и т.п[40].

На решение учебных задач, в данном случае, будут работать следующие учебные задания: приспособлений, приборов, организации работ; задания исследовательского характера; задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору; имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер (к двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным -- разбор или построение конкретных ситуаций). Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.); обучающие игры -- это синтез раслобляющих подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями[42].

Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Одной из них является игрой метод.

Применение игровых методов обучения на уроках технологии позволит решить следующие педагогические задачи: повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; выработка навыков критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; выработка умения применять полученные знания на практике, а также воспитание активной жизненной позиции. Кроме того, в спектр развития попадают интеллектуальные и творческие способности, кругозора учащихся, общеучебные умения и навыки, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления, личная целеустремленность, самоконтроль.

Игровые методы обучения можно реализовать как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения[39].

Особое место следует уделить обучающим играм на уроках технологии. Такие игры можно условно разделить на организационно-деятельностные, ролевые, деловые, познавательно-дидактические и проектирующие.

Организационно-деятельностные предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий)[43].

Ролевые подразумевают наличие задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость и эмоциональное вовлечение учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность, достигающуюся следующими средствами: постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся; обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями; введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.; обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Деловые игры являются имитационным моделированием реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.). Моделирующие игры требуют наличия определенных противоречий интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы[38].

Познавательно-дидактические игры -- такие, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст.

Проектирующие игры чаще всего связаны с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях[35]. Образовательными технологиями и педагогическими методами, которые используются на уроках технологии можно считать следующие виды деятельности: неигровые методы (имитационные упражнения), проектные методы обучения, имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения, интегрированные уроки, интегрированные проекты, систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий). Имитационные и неимитационные виды деятельности следует применять в зависимости от поставленных учебных задач[41].

Отдельно рассмотрим так называемые интегрированные уроки. Интеграция в педагогике имеет давние традиции и своих сторонников и обвинителей. Но не стоит отрицать, что многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и технологии. Интеграция всегда расширяет научный диапазон, перестраивает мышление учеников и учителей, ускоренно моделирует личность. Так, основные блоки и модули технологии чаще всего имеют тесные связи с другими предметами. Рассмотрим наиболее яркие примеры: культуры дома, технологии обработки тканей и пищевых продуктов могут содержать интеграцию с ИЗО, музыкой, графикой, химией, физикой, биологией, литературой, историей; производство и окружающая среда -- с биологией, экологией, физикой, химией, географией; электрорадиотехнологии -- с физикой, историей, информационные технологии -- с графикой, математикой, историей. Интегративные связи можно подразделить на горизонтальные и вертикальные. Первый вид -- наиболее распространённый -- это способ объединения похожего материала разных предметов. При вертикальной интеграции происходит объединение материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Конструирование и моделирование” и т.п.). Интеграция на уроках технологии может быть реализована через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др. На основе изложенного выше можно подвести итог, подчеркнув, что дидактической особенностью игровых методов обучения является активизация учителем внимания и мышления учащихся. При этом активность поддерживается независимо от желания школьников. Для подобных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Таким образом применение игровых методов обучения на уроках технологии позволит решить следующие педагогические задачи: повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся, формирование эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; выработка навыков критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; выработка умения применять полученные знания на практике, а также воспитание активной жизненной позиции.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению технологии;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения.

В результате исследования нами определено несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.