logo

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности глухих детей в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Речевой слух, который развивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, является основой для формирования слухо-зрительного восприятия устной речи и обуславливает возможности формирования произносительной стороны речи. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух, увеличивается расстояние, на котором дети дошкольного и школьного возраста могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).

Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры. Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухо-речевой среды в дошкольном учреждении. Формирующаяся в процессе специального обучения слухо-ре-чевая система тесно связана с развитием смысловой стороны речи, формированием произносительных навыков, речевым опытом дошкольников.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной ре'1и, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе учебно-воспитательной работы проводится работа по развитию речевого слуха: глухих детей учат воспринимать на слух знакомый, специально подобранный материал, в обучении используется также незнакомый по звучанию речевой материал. При работе со слабослышащими детьми внимание уделяется обучению восприятию большего по объему знакомого и незнакомого речевого материала. Учитывая большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, требования программы представлены дифференцированно.

Другим важным направлением работы является обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, что способствует лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений. Расширение информации о звучаниях музыкальных инструментов усиливает эмоционально-эстетический компонент воспитания.

Так как работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему, специальные формы работы на всех этапах обучения оказываются едиными. Это индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Занятия делятся на две части:

а) работало развитию слухового восприятия;

б) обучение произношению.

Такое деление носит условный характер, поскольку и во время предъявления материала на слух уточняется произносительная сторона слов и фраз, а во время работы над произношением дифференцируются слухо-зрительные и слуховые образы. Помимо специальных занятий развитие слухового восприятия включается в занятия по всем разделам работы, а также проводится в быту, во время свободных игр. Особо следует выделить занятия по музыкальному воспитанию, где осуществляется систематическая работало развитию слухового восприятия музыки, имеющая большое значение для эмоционального и эстетического развития глухих и слабослышащих детей.

На занятиях по различным разделам программы речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно, а небольшая часть знакомых слов и фраз является материалом для слуховой тренировки, т. е. предъявляется только на слух. Это, как правило, слова и фразы, связанные с организацией занятий («Сядьте», «Какой сегодня день?», «Будем читать») или с его тематическим содержанием. Содержанием специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия является обучение восприятию неречевых и речевых звучаний. Прежде всего на фронтальных занятиях проводится работа по восприятию на слух и воспроизведению темпо-ритмиче-ской стороны речи: различение громкости, высоты, продолжительности, прерывистости, направления неречевых и речевых звучаний, их количества; расширение представлений о звуках окружающего мира. На этих занятиях дети также различают и опознают речевые единицы (слова, словосочетания, фразы, тексты, стихи) при условии, что восприятие данного речевого материала доступно всем детям.

На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты. Работа на индивидуальных занятиях проводится как с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных аппаратов, так и без них. Использование разных видов звукоусиливающей аппаратуры зависит от состояния слуха ребенка. Для слабослышащих детей с легкой и средней тугоухостью возможна работа только с индивидуальными аппаратами. В процессе слуховых тренировок стоит задача постепенного увеличения расстояния, на котором ребенок воспринимает на слух как знакомый, так и малознакомый и незнакомый речевой материал с аппаратом и без него. На индивидуальных занятиях наиболее полно реализуются слуховые возможности каждого ребенка, что отражается в объеме и сложности предлагаемого на слух материала, усложнении способа его восприятия (различение, опознавание, распознавание), изменении силы голоса (голос нормальной громкости и шепот), увеличении расстояния, с которого ребенок воспринимает речевой материал.