Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении § 1. Организация психолого-педагжогического изучения
С целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации коррекционно-педагогической работы, при поступлении в дошкольное учреждение проводится их психолого-педагогическое изучение. В его проведении участвуют сурдопедагог, воспитатели, психолог дошкольного учреждения, которые получают информацию о ребенке в процессе наблюдений за ним и в ходе специального индивидуального обследования. Изучение детей проводится в первые две недели после поступления ребенка в детский сад, но при условии, что ребенок адаптирован к его условиям, а его поведение естественно и свободно. При необходимости, особенно при изучении детей раннего возраста, дошкольников с комбинированными нарушениями сроки проведения обследования могут быть увеличены. Психолого-педагогическое обследование включает в себя:
§ информацию о раннем развитии ребенка;
§ характеристику поведения, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
§ выявление особенностей физического и моторного развития;
§ характеристику развития разных видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой;
§ знакомство с уровнем познавательного развития;
§ проверку состояния слуха;
§ проверку состояния речи.
Часть информации о ребенке собирает воспитатель в процессе наблюдений и специально организованных игр. Другую часть получает сурдопедагог в беседе с родителями, при изучении документации, проведении наблюдений и индивидуального обследования.
Первоначально сурдопедагог, воспитатели и психолог знакомятся с заключением и рекомендациями ПМПК, данными о состоянии слуха, речи, интеллекта, внимательно анализируют аудиограммы и другие документы.
Важным компонентом изучения вновь поступившего в детский сад ребенка является сбор информации о его раннем развитии. Сурдопедагогу необходимо специально вьщелить время для подробной беседы с матерью, выяснив все особенности индивидуального развития ребенка. Иногда информация о раннем развитии воспитанника собирается в процессе письменного анкетирования, которое должно быть дополнено беседой с родителями. Сурдопедагогу важно получить следующую информацию:
§ данные о родителях (возраст, род занятий, наличие нарушений слуха), о других детях в семье;
§ данные о беременности матери, заболеваниях в ходе беременности; родах; росте, весе ребенка при рождении;
§ перенесенные ребенком заболевания и методы их лечения (использование ототоксических антибиотиков и др.);
§ данные о физическом и моторном развитии ребенка: когда начал держать головку, стоять, сидеть, ходить;
§ данные о речевом развитии: когда начал лепетать, появились ли слова и в какие сроки; что произносит в настоящее время;
§ предполагаемые причины и сроки снижения слуха;
§ реакция на звуки (бытовые звуки, радио, телевизор, громкая речь);
§ способы общения ребенка с членами семьи, с другими детьми, в новой обстановке (естественные жесты, указания на предметы и предметные действия, звукосочетания, лепетные или усеченные слова, короткая фраза);
§ любимый вид деятельности; игровые интересы ребенка: любимые игры, игрушки;
§ условия воспитания ребенка до поступления в детский сад (дома, в массовом дошкольном учреждении);
§ — наличие и использование индивидуальных слуховых аппаратов;
§ — организация занятий с ребенком в семье, участие сурдопедагов в консультировании родителей.
- Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- § 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- § 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей § 1. Причины нарушений слуха
- § 2. Классификации нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- § 1. Младенческий и ранний возраст
- § 2. Дошкольный возраст
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей § 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье § 1. Из истории вопроса
- § 2. Ранний возраст
- § 3. Дошкольный возраст
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха § 1. Образовательные дошкольные учреждения
- § 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
- Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- § 2.Условия и формы интеграции
- Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения § 1. Задачи дошкольного образования
- § 2. Принципы воспитания и обучения
- § 3. Методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- § 1. Организация жизни и деятельности детей
- § 2. Занятия как форма воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
- § 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении § 1. Организация психолого-педагжогического изучения
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха Глава 1. Физическое воспитание § 1. Значение физического воспитания дошкольников
- § 2. Задачи физического воспитания
- § 3. Формы и средства физического воспитания
- § 4. Содержание и методы физического воспитания
- Глава 2. Формирование детской деятельности § 1. Обучение игровой деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха § 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
- § 2. Условия развития речи
- § 3. Основные направления работы по развитию речи
- Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей § 1. Значение овладения устной речью
- § 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
- Глава 5. Развитие слухового восприятия § 1. Значение развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе § 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
- § 2. Содержание подготовки детей к школе
- Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения Глава 1. Умственное развитие § 1. Задачи и содержание умственного развития
- § 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
- § 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
- Глава 2. Социально-личностное развитие § 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
- § 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
- § 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
- § 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
- Глава 3. Эстетическое развитие § 1. Задачи и условия эстетического развития
- § 2. Организация и содержание эстетического развития
- Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей § 1. Задачи работы с родителями
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха § 1. Формы социальной защиты
- § 2. Деятельность общественных организаций