Методики ознакомления с видами и жанрами искусства детей дошкольного возраста (разработки и программы)
Автор | Задачи работы | Этапы развития х.в. | Методы и приемы | Формы детской деятельности | Требования к знаниям и умениям педагогов. |
А.М. Чернышева | Задачи: развитие эмоционального отношения к портрету, формирование эстетического чувства и отношения к данному виду искусства, учить понимать язык портрета, выделять средства выразительности и на их основе воспринимать Х.О. портрета (колорит, поза, мимика). | 1 этап: научить выделять главное- лицо; анализировать его состояние, научить выделять рисунок глаз, бровей. Выделять колорит портрета. 2 этап: научить выделять экспрессивные свойства позы: движение и её единство с выражением лица и колорита. 3 этап: учить видеть на портрете элементы быта, среды с помощью которого художник дает представления о человеке, учить связывать пейзаж, интерьер с характером портрета. | Вопросы проблемного характера (почему художник назвал свою картину? Что хотел рассказать художник?), Сравнение и сопоставление картин. Организация уголка портрета (выставки: несколько знакомых- 1 не знакомый портрет)). Экскурсии в музей с целью узнавания портретов (знакомых). Синтез искусств (музыка и литература). | Занятия и самостоятельная деятельность детей. | Уметь составлять и задавать вопросы проблемного характера) |
З.М. Зубарева | Цели эксперимента6 Выявление возможностей развития и особенностей эстетического восприятия детьми пейзажа. Выявление эффективных методов и приемов развития восприятия пейзажа. Задачи: Развитие у детей эстетичес5ого восприятия. Учить воспринимать и выделять главное в картине. Учить понимать замысел художника. Учить воспринимать средства выразительности как средства характеристики образа. | 1 Этап: Предварительная работа: наблюдение за природой в разное время года, "слушание" природы, стихов, музыкальных произведение, знакомство с творчеством художников. " этап: Рассматривание произведений | Методы: вхождение в картину, игровой прием, вопросы на сравнение (какой лес показан в картине 1 и картине 20 Вопросы на активизацию личного опыта (какой лес видели) Свободное рассматривание, чтение литературы, короткий рассказ о художнике, рассматривание картин с музыкальным сопровождением. Закрывание части картины | Занятия и самостоятельная деятельность детей. | Требования к знаниям и умениям педагога: Методические: уметь подбирать картины, продумывать и задавать вопросы, организовать наблюдение в природе, подбор литературы, музыки, рассказывать об объектах. |
Чумичева Р.М. | Задачи: Образовательные: обучение пониманию Х.О. (что изображено, что хотел выразить художник); Изобразительно-выразительные: Развитие восприятия и оценки Х.О. Эмоционально-личностные: эстетическая оценка; Воспитательные: развитие нравстенно-личностных качеств, познавательных интересов. | Предварительная работа: опыт восприятия живописи: задания, игры, обогащение словаря, развитие речи, чтение литературы. 1 этап: развитие интереса, обогащение опыта художественного восприятия ("Чтение" картины); 2 этап: Развитие умений самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности, мотивировать эмоционально-личностное отношение к искусству. 3 этап: Формирование личностно-эмоционального отношения | 1 этап: искусствоведческий рассказ, вопросы, вхождение в картину, воссоздание последующих и предшествующих событий, рассказ – образец личного отношения, синтез искусств. 2 этап: обобщающие вопросы, прием композиционных и колоритных вариантов. 3 этап: сравнение и классификация картин, дидактические игры, создание собственных картин по названию художника, пояснения, акцентирование деталей, вызывание адекватных эмоций, музыкальное сопровождение. | Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
|
Курочкина Н.А. | Ознакомление с натюрмортом. Принципы программы: целостного и неспешного освоения; единство восприятия и деятельности; необходимость активизации эмоционально бытового и визуального Мл.: Материал: одно-порядковый н., знакомые предметы, до 5 предметов. Цель6 развитие интереса, удовлетворения, эмоциональный отклик на изображение. Сенсорные игры, художественно-развивающие игры (составь букет, собери фрукты) Ср.: Цель: развитие интереса, формирование представлений о н., (образные н., по содержанию: средствам выразительности), обогащение эстетических представлений и сенсорных эталонов, развитие художественного восприятия, Знакомство с жанрами и видами н., ознакомление со средствами врызеительности (цвет, настроение), обобщение представлений). Ст.: Цель: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, видение манеры автора, выделение средств выразительности | Этапы: расширение представлений об искусстве, жанрах, средствах выразительности, представления о н. ("Ах, н.!"), представления о средствах выразительности (как цвет помогает понять настроение). | Игры и упражнения, сенсорного и эмоционального характера, вопросы к детям, искусствоведческих рассказ, рисование лепка. | Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
|
- Особенности восприятия иллюстрации дошкольниками
- Методика обучения детей восприятию иллюстраций.
- Особенности восприятия живописи дошкольниками
- Методики ознакомления с видами и жанрами искусства детей дошкольного возраста (разработки и программы)
- Ознакомление со скульптурой детей дошкольного возраста
- Освоение архитектонических искусств
- Ознакомление дошкольников с архитектурой:
- Ознакомление дошкольников с дпи