logo
Виды игр

Дидактические игры

Дидактическая игра одновременно является формой обучения и воспитания, наиболее характерной для младших школьников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличии от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» вожатый ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача – узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный приз. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находящимся под ним предмете, дает образ его описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, вожатый говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал».

Игровая задача иногда заложена в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.д. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательней. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия. В играх игровые действия одинаковы для всех участников При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объем игровых действий. Это чаще всего одно-два повторяющегося действия. Может быть пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и уже в отобранном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношение между ними и вожатым, С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие – определяют порядок, последовательность и взаимоотношение детей в игре; дисциплинирующие – предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Вожатый должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению, приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнение правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровое действие и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые вожатым, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношение в игре. Результат дидактической игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Игровые задачи, действия, правила, результат игры – взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействую развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам, решениям тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоений отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Вожатый ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть в месте, регулировать свое поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательное отношение между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответственное эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Вожатый намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучение на занятиях и в дидактической игре.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и т.д. Начальный показ игровых действий вожатым, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки – все это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, вожатый направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря школьника, овладению различными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Руководя играми, вожатый использует различные средства воздействия на детей. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком либо событии, поддерживает соответствующее игровое настроение. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и уберегая ее самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил, и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, вожатый делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы. Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятий, а с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченностью. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп ее, естественно более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается, и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает, и темп ее снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры, убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замыслов в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени – большое искусство, вожатый уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик, является успешным условием развития игры.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше, игра будет еще интереснее». Вожатый разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые – полезные и увлекательные. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится и во время уроков.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.