logo
Виды игр

Игры-драматизации

Игры-драматизации и руководство ими.

В играх-драматизациях содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других воспроизведение явлений, действий и взаимоотношение людей, а так же имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В них образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое и ребята охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развертывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знания ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайца и т.д. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей. Руководство вожатого заключается в том, что он прежде всего подбирает произведение, имеющее воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. Не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует быстрому ее усвоению. Дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, в жесте, в мимике, интонации.

В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражение их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята все меньше нуждаются в помощи вжатого и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками. При распределении ролей учитываются интересы, желания друг друга, а иногда применяется считалка. Но и тут необходимо некоторое влияние вожатого: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.